«Позвоните своему оператору связи и отмените согласие на получение рекламы»
Адвокат Александр Валявский — об ужесточении наказания за спам-звонки
Президент Владимир Путин подписал закон, ужесточающий наказание за спам-звонки и рекламу микрозаймов без указания их полной стоимости. Для юрлиц штраф теперь составит до 1 млн руб., для физических лиц — до 20 тыс. руб. За нарушение требований к рекламе микрозаймов МФО грозит штраф в размере от 600 тыс. до 1,6 млн руб. Председатель коллегии адвокатов «Хмыров, Валявский и Партнеры» Александр Валявский напоминает о том, что абонент может сам отказаться от получения рекламных сообщений.
«Я считаю, что закон принят своевременно. Он внесен на рассмотрение в Госдуму еще в июле прошлого года. Как следует из пояснительной записки, его цель — ужесточение мер ответственности за рекламу, распространяемую по сетям электросвязи. Уточню, что в соответствии с подпунктом 35 ст. 2 Федерального закона № 126-ФЗ "О связи", электросвязь — это любые излучение, передача или прием знаков, сигналов, голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или сообщений любого рода по радиосистеме, проводной, оптической и другим электромагнитным системам.
В пояснительной записке к новому законопроекту отмечалось, что практика спам-звонков "широко распространена как среди компаний, индивидуальных предпринимателей, так и среди кредитных и микрофинансовых организаций, главной целью которых является незаконное обогащение при условии получения гражданином информации не в полном объеме, а частично".
Известно, что около 60% жителей Краснодарского края регулярно, по нескольку раз в день сталкиваются с рекламными звонками. К примеру, мне звонят с навязчивыми предложениями не менее пяти раз в день. В основном это реклама банковских услуг, попадаются и звонки от откровенных мошенников, предлагающих брокерские и другие финансовые услуги. По моим наблюдениям, число спам-звонков в последнее время растет. Это связано с доступностью получения такой услуги от операторов связи. Практически все операторы предлагают услуги геотаргетинговой рекламы, обзвона клиентов и смс-рассылку. Следует отметить, что эти услуги стоят достаточно дорого.
Опасность спам-звонков заключается в том, что очень часто их используют мошенники. В число потерпевших, как правило, попадают престарелые люди, которые привыкли доверять людям. Согласно ст. 18 ФЗ "О рекламе", телефонная реклама разрешена только при условии получения предварительного согласия абонента на ее получение. Согласие абонента может быть выражено в любой форме, достаточной для его идентификации и подтверждения волеизъявления на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя.
Авторы нового законопроекта в пояснительной записке подчеркивают: согласие на получение "информации справочного характера, например, о прогнозе погоды, курсах обмена валют, не может быть истолковано как согласие на получение рекламы". Таким образом, спам — это рекламное сообщение, транслируемое абоненту без его согласия. Но, несмотря на запреты, уже закрепленные действующим законодательством, количество автообзвонов только растет. Видимо, это еще связано и с плохой информированностью людей о своих правах. Принятый закон направлен на предупреждение телефонных мошенничеств и снизит темпы роста спам-рекламы.
В качестве способа защиты от спам-рекламы я бы посоветовал устанавливать сервисы блокировки спама, кроме того, можно настроить функцию определителя номера. Позвоните своему оператору связи и отмените согласие на получение рекламы, вы имеете на это полное право».
Оперативные новости «Ъ» из регионов Кубань, Адыгея, Крым в Telegram