Дроны снимут с рейса

Как будет осуществляться защита аэропортов от атак беспилотников

Аэропорты должны усилить меры по защите от атак дронов, такое распоряжение для отрасли выпустил Минтранс. Как пишет РБК, это касается аэродромов первой и второй категорий, то есть объектов с наибольшими рисками внешнего воздействия или с высоким потенциальным ущербом в случае атаки. Таких в стране больше 50, в том числе и крупнейшие авиахабы. Предполагается, что аэропорты и их службы транспортной безопасности должны научиться определять модели дронов, виды угроз, которые они несут, а также иметь средства противодействия.

Фото: Алексей Смагин, Коммерсантъ

В Минтрансе РБК подтвердили, что идет разработка рекомендаций по мерам защиты аэропортов от беспилотников, но внутри самой индустрии считают эту задачу невыполнимой, говорит председатель правления Ассоциации малых авиационных предприятий Сергей Детенышев: «Мы же понимаем, что беспилотник преодолел военные системы защиты. И что в таком случае можно успеть сделать, если за километр мы его обнаружили, а через полминуты он уже будет здесь. Включается режим подавления спутниковых сигналов, но его тоже, во-первых, надо успеть включить, во-вторых, это надо сделать направленным образом. И, в-третьих, не факт, что это сработает.

Наконец, система не может работать постоянно и подавлять спутниковые сигналы в радиусе двух-трех километров от аэропорта. Потому что этими же спутниками пользуются все гражданские самолеты и наземная техника в аэропорту. Она вся отслеживается по маячкам, чтобы диспетчер видел, где какой тягач, заправщик и так далее».

Источник в одном из аэропортовых холдингов отметил, что поручение Минтранса адресовано не непосредственно операторам аэропортов, а специализированным организациям, то есть подразделениям транспортной безопасности. Это могут быть как отдельные компании, так и связанные с операторами авиаузлов. Однако ни у кого из них нет законных полномочий сбивать беспилотники в зоне аэродрома, напомнил руководитель GR-практики юридической компании BMS Law Firm Дмитрий Лесняк: «Учитывая, что это все гражданские аэропорты, их не охраняет Министерство обороны, эта история точно должна решаться. Вопрос: каким образом?

Либо это будет внутренняя обученная транспортная безопасность, либо к ним будут прикреплены отдельные специалисты, которые умеют этим заниматься. Но нужно будет сначала определить, какое именно Министерство возьмет это под свой контроль. Если мы говорим о том, что там порядка 50 аэропортов, то нужно понимать, что это большой бюджет, и на кого в итоге он ляжет».

Эксперты, опрошенные “Ъ FM”, сходятся во мнении, что угрозы, связанные с атаками дронов с каждым годом будут только нарастать. Поэтому выстраивать систему защиты таких объектов как аэропорты в любом случае придется. Однако пока ни одного эффективного решения не существует, говорит руководитель отраслевого объединения «Российские беспилотники» Вячеслав Барбасов: «Реальная угроза — это большой четырехметровый дрон, который несет больше 10 кг полезной нагрузки и летит со скоростью, условно говоря, 100 км/ч. И проблема в том, что технически не очень понятно, как с этим бороться.

Если атаку проводит квалифицированный человек, то он понимает, как летать по видеоподложке, как использовать сим-карты. Радиоэлектронной разведкой его не увидишь, РЭБом не подавишь, то есть он будет лететь, как ему хочется. Поэтому реальное противостояние, которое рассматривается,— это физическое уничтожение. Есть пулеметы ЗУ-23-2, разные средства ПВО. Но тут уже история про юридический мандат, нельзя утыкать ими все вокруг.

Система противодействия должна быть более дешевая. Если мы не говорим про какой-нибудь "Пересвет" лазер, который должен все выжигать, он, в общем-то, так и не доработан. Остается вариант физически расстреливать дроны с земли, а вторая история — это другие дроны, которые их сбивают. Но опять встают вопросы о том, будут ли они взрываться при столкновении и опутывать сетью или еще как-то воздействовать. Чем и как бить — задача не решена».

Осенью 2023 года сообщалось об установке радиолокационного комплекса для обнаружения и подавления беспилотников в Шереметьево. Устройство борьбы с дронами также заказал для себя Внуково. Всего Росавиация намерена оснастить 31 российский аэропорт системами подавления БПЛА, сообщал в начале 2024-го Федерального агентства воздушного транспорта Дмирий Ядров. План рассчитан до 2030 года.


С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".

Светлана Белова

Вся лента