Алмазный рынок дал трещину
Как индустрия реагирует на запрет на импорт российских алмазов
Глава Всемирного алмазного центра Антверпена (AWDC) уходит в отставку из-за антироссийских санкций. Ари Эпштейн занимал этот пост 13 лет. Причины решения в официальных заявлениях не раскрываются. Однако, как пишет ведущая фламандская газета De Tijd со ссылкой на источники, поводом стал конфликт с бельгийским правительством, которое ранее поддержало запрет на импорт российских алмазов.
Кто сменит Эпштейна на посту гендиректора центра, не сообщается. Но и последствия его отставки оценить пока сложно, отмечает корреспондент ТАСС в Брюсселе Денис Дубровин: «Ари Эпштейн фактически возглавлял исторический бизнес Антверпена, связанный с обработкой алмазов, им всегда занималось еврейское сообщество, проживающее во фламандском городе. Ари Эпштейн является знаковой фигурой одновременно и для алмазной промышленности города, и для еврейской общины Антверпена.
Поэтому, безусловно, его отставка должна будет серьезно повлиять на алмазный сектор Антверпена, но заранее предугадать, каким образом, сейчас, конечно, достаточно сложно. В первую очередь потому, что отставка стала непредвиденной, сам Эпштейн не является медийной фигурой и не озвучивает свои намерения заранее, об этом тоже никогда ничего не говорил. Более того, причины этой отставки до настоящего момента неизвестны. В распространенном сегодня заявлении антверпенского алмазного центра об уходе Ари Эпштейна в отставку так же нет информации о причинах».
В России добывают примерно треть всех алмазов в мире. При этом 90% добычи приходится на крупнейшую в мире компанию АЛРОСА, 3 января 2024-го она попала под санкции ЕС. Как отмечает Reuters, после того как 1 марта в силу вступили ограничения на ввоз драгоценных камней в Евросоюз из России, антверпенские алмазные дилеры столкнулись с длительными и дорогостоящими задержками. Теперь для ввоза камней в страны «большой семерки» и ЕС нужны декларации о том, что они не имеют российского происхождения.
Все это серьезно сказывается на всем алмазном рынке, отмечает исполнительный директор Гильдии ювелиров России Владимир Збойков: «Суммарный рынок — до $60 млрд, это оборот сырых алмазов. И на этом рынке львиная доля доставалась Бельгии. Кроме того, он гораздо больше, чем рынок добычи. И здесь Россия как раз никаких потерь практически не понесла, потому что мы, экспортируя драгоценные камни, в дальнейшей цепочке их перепродаж не участвовали. Доля РФ в 35% добычи наносит очень серьезный удар по всей этой цепочке.
Естественно, деньги никто терять не захочет, и искать пути обхода санкций они будут в любом случае. Как бы то ни было, мировой алмазный рынок от этого очень много потерял. И не факт, что он вообще в будущем сохранится в том виде, в каком мы его знали. По крайней мере, в мелком распиле существенную роль рынка могут занять синтетические алмазы. Работать с ними уже будет не настолько маржинально, то есть теряется маржинальность рынка в целом»
К 1 сентября 2024-го страны G7 должны разработать и ввести систему отслеживания и сертификации драгоценных камней. Ключевую роль в этом процессе будет играть Бельгия, поскольку Антверпен является одним из наиболее крупных центров мировой торговли алмазами. Об этом в декабре 2023-го говорил премьер-министр Бельгии Александр де Кроо.
С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".