Медоборудование ищет обходные тропы
Учреждения здравоохранения приспосабливаются к санкциям
Комитет по здравоохранению Санкт-Петербурга планирует закупить в 2024 году 699 единиц оборудования для медучреждений города. Это более чем в два раза меньше, чем годом ранее. Закупки в 2022–2023 годах составляли 1427 и 5073 единицы соответственно. При этом стоимость закупки относительно 2022-го возрастет — 3790,73 млн рублей против 3514,2 млн. Это связано не только с ростом цен, но и с акцентом на дорогостоящее оборудование, в частности магнитно-резонансные томографы. Несмотря на то что европейские санкции не распространяются на поставки медицинского оборудования напрямую, косвенно они влияют и на этот рынок. Эксперты сходятся на том, что поставки европейской техники значительно затруднены. В связи с этим медицинским организациям, магазинам медтехники и государственным органам приходится искать иные пути.
Как сообщили в комитете по здравоохранению Петербурга, в текущем году планируется закупить четыре аппарата МРТ, два аппарата КТ, линейный ускоритель, а также 18 единиц рентгеновской аппаратуры. Два года назад крупные закупки ограничивались двумя аппаратами МРТ, тремя — КТ, 26 рентгеновскими аппаратами и ангиографом.
По данным сервиса «Авито», самый дорогостоящий медицинский аппарат, продающийся в Санкт-Петербурге, — магнитно-резонансный томограф Signa Premier американской компании GE Healthcare. Стоимость аппарата — 250 млн рублей.
Директор по закупкам сети стоматологических клиник World Dent Евгений Гаров называет основными проблемами в области поставки медицинской техники усложнение логистики и затрудненный механизм оплаты западным партнерам. Кроме них, эксперт говорит о «двойной трактовке применения некоторых запасных деталей медицинского оборудования, импорт которых в РФ формально заблокирован».
Слова господина Гарова подтверждает комитет по здравоохранению: «Формально, отгрузка медоборудования из так называемых недружественных стран не ограничена. Но на деле и оплата, и логистика сопряжены со многими проблемами, что делает поставки из некоторых европейских государств практически невозможными». В отношении тех стран, из которых оборудование продолжает поставляться, «санкционный режим добавил к срокам поставки дополнительные три — шесть месяцев на получение экспортных лицензий западными производителями»,— отметили в ведомстве.
Нестабильные сроки
Генеральный директор фармацевтической компании «Русбиофарм» Сергей Иссерс среди проблем называет срыв сроков и поставку оборудования не в полном ассортименте. «Это связано с изменившейся логистикой и бoльшим количеством посредников в цепочке поставки»,— заключает господин Иссерс.
В связи со сложившейся ситуацией потребители медицинского оборудования вынуждены перестраиваться с ненадежных и сложных западных поставок на другие рынки. Представитель World Dent сообщает, что их компания переориентируется на страны Азии — Китай и Южную Корею. «К примеру, в своей сети клиник стоматологий мы использовали дентальные томографы компании Sirona (Германия). Сейчас рассматриваем как оптимальный по стоимости и надежности поставки вариант с томографами компании Genoray (Корея)»,— заявляет господин Гаров.
Господин Иссерс также сообщает о поставках техники китайских, индийских и иранских компаний, оборудование которых не уступает европейским аналогам по ключевым параметрам и при этом доступно по цене.
Текущую ситуацию на российском рынке технологического оборудования в целом вряд ли можно назвать критичной, в том числе потому, что еще до ее возникновения в стране начали развиваться и отечественные проекты по разработке и производству высокотехнологичного оборудования для фармацевтической промышленности. «Например, в системе ГК «Ростех» есть несколько успешных проектов такого плана»,— говорит Сергей Иссерс.
Кроме восточных стран, переориентация идет и на отечественную технику. Однако, как сообщают в Комздраве, «российский производитель в настоящий момент не может в полной мере заместить товарные позиции ушедших с рынка РФ компаний». В то же время комитет не ведет статистику закупок медучреждениями отечественного оборудования, поэтому оценить долю зарубежной и отечественной техники не представляется возможным.
Опрошенные «Ъ-СПб» эксперты разошлись во мнениях об изменении спроса на медицинское оборудование в Петербурге и Ленобласти. Директор сети магазинов «Медтехника № 7» Артур Ахундов говорит о снижении спроса на подорожавшее оборудование. Другие эксперты сходятся на том, что после непродолжительного спада спроса наблюдается его рост. Руководитель категорий «Готовый бизнес и франчайзинг» и «Оборудование и товары для бизнеса» «Авито» Илья Дудковский отмечает, что, по данным интернет-сервиса, спрос на медицинское оборудование в Петербурге вырос в 2,4 раза относительно 2022 года, а предложение — в 6,2 раза по сравнению с 2023 годом. Евгений Гаров также говорит об устойчивом росте рынка в 2023-м относительно прошлогодних показателей.
По данным электронной площадки для проведения торгов «РТС-тендер», I квартал 2024-го показал рост относительно аналогичного периода за 2023 год на 17%. При этом число заказчиков из Ленинградской области на площадке увеличилось на четверть, в то время как в Санкт-Петербурге прибавка составила 5%.
Цена вопроса
В вопросе роста цен единогласны все эксперты. Так, по данным комитета по здравоохранению, рост стоимости разных видов медоборудования в 2022–2023 годах составил от 10 до 50%. Господин Гаров так комментирует ситуацию: «Основными негативными факторами, которые повлияли на подъем стоимости, особенно в 2022 году, стали санкционные блокировки, ограничения логистических схем поставок, падение курса рубля, искусственный ажиотаж». Кроме этого, на цены влияет присвоение России «негативного рейтинга надежности» международными рейтинговыми компаниями. «Значит, вся страна, все предприятия и финансовые структуры РФ оцениваются как неплатежеспособные. Это привело к тому, что многие западные компании прекратили отгружать оборудование без 100-%ной оплаты (ранее они предоставляли рассрочку)»,— разъясняет петербургский Комздрав. Господин Ахундов утверждает, что его сеть магазинов медицинской техники «прилагает усилия, чтобы удерживать цены для конечных потребителей, компенсируя это за счет своей прибыли».