Президент Сербии поставил на Францию
Сербская оппозиция обвиняет власти в политической сделке
Прояснился смысл «стратегических переговоров», которые президент Сербии Александр Вучич провел на днях со своим французским коллегой Эмманюэлем Макроном в Париже. Сербия собирается приобрести 12 французских истребителей Rafale, а правящая Сербская прогрессивная партия инициировала в парламенте снятие 35-летнего запрета на строительство АЭС, подряд на которые прочат французским компаниям. Сербская оппозиция обвинила власти в том, что заключением с Францией выгодных для нее сделок они пытаются заручиться поддержкой Парижа в ходе принятия Евросоюзом решений, затрагивающих интересы Сербии. С подробностями — корреспондент “Ъ” на Балканах Геннадий Сысоев.
«У меня состоялась дружеская встреча с Макроном, и я горжусь результатами переговоров»,— объявил в конце минувшей недели Александр Вучич. Президент Сербии отправился в Париж, после того как раскрыл смысл своего недавнего громкого предупреждения, что «Сербия стоит перед самыми тяжелыми до сих пор вызовами». Речь, по его словам, идет о скором принятии резолюции ООН о геноциде в Сребренице и ожидаемом в мае приеме Косово в Совет Европы. Для противодействия этому Александр Вучич и отправился на «стратегические», как он их назвал, переговоры с президентом Франции Эмманюэлем Макроном. Обозначил президент Сербии и их ключевые темы — сотрудничество с Францией в областях ВПК и атомной энергетики.
Тем самым Александр Вучич давал ясно понять, что расширением взаимодействия с Францией Белград рассчитывает на ее поддержку в нейтрализации вызовов, стоящих перед Сербией.
К концу недели это предположение получило подтверждение. Сначала сам сербский лидер сообщил, что договорился с Эмманюэлем Макроном о покупке 12 французских истребителей Rafale, а в сербские СМИ просочилась сумма предстоящего контракта — €3 млрд.
Потом депутат от правящей Сербской прогрессивной партии Зоран Драгишич внес в парламент законопроект о прекращении действия закона о запрете строительства атомных электростанций в Союзной Республике Югославия. Тем самым пропрезидентская партия запустила процедуру снятия действующего в Сербии 35 лет запрета на строительство АЭС.
Ставшая недавно спикером парламента бывший премьер Ана Брнабич пояснила, что перед тем, как депутаты проголосуют по внесенному законопроекту, пройдет его общественное обсуждение. Тем не менее с учетом того, что пропрезидентская партия имеет в парламенте абсолютное большинство, в скором снятии запрета на строительство АЭС в Сербии мало кто сомневается, как и в том, что тендер наверняка выиграют французские фирмы. Александр Вучич назвал недавно Францию «ведущей европейской атомной энергетической силой». Да и Меморандум о понимании с французской энергетической компанией EDF сербское правительство уже приняло.
Своего рода закреплением договоренностей, достигнутых президентами Сербии и Франции в Париже, стал приезд на минувшей неделе в Белград специального представителя Франции на Балканах Рене Троказа. Французский эмиссар встретился сначала с первым вице-премьером и главой МИДа Ивицей Дачичем, а потом и с Александром Вучичем. Как сообщил потом сербский президент, с французским представителем он обсудил вызовы, с которыми сталкивается Сербия, и «особенно абсурдность членства так называемого Косово в Совете Европы».
Сербская оппозиция уже обвинила власти в том, что заключением с Францией выгодных для нее сделок они пытаются заручиться поддержкой Парижа в нейтрализации стоящих перед Белградом вызовов.
«Абсолютно ясно, что главным мотивом решения о покупке истребителей Rafale является попытка добиться политической поддержки со стороны Франции в условиях, когда Белград испытывает огромные проблемы из-за давления западных стран по Косово»,— говорится в редакционном комментарии ведущего оппозиционного сербского издания Danas. А глава Евроатлантического совета Сербии Драган Шормаз высказался еще жестче: «Президент Сербии делает единственное, что умеет,— расплачивается. Нашими деньгами спасает себя».
Впрочем, ставка Белграда на поддержку со стороны Парижа может и не оправдаться или же оправдаться не полностью. Как объявил в конце недели Эмманюэль Макрон, Франция присоединилась к инициаторам принятия в ООН резолюции о геноциде в Сребренице. По поводу членства Косово в Совете Европы французский президент на сей раз не высказался.