Очень редкие полномочия
Татарстан просит КС снять с регионов бремя обеспечения лекарствами орфанных больных
Конституционный суд (КС) по запросу парламента Татарстана изучит нормы федерального закона об охране здоровья, которыми вопросы медицинского обеспечения лиц, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями, отнесены к ведению регионов. В республике считают, что такое разделение полномочий произвольно (так как не закреплено в законе о публичной власти), нарушает конституционный принцип равенства и создает угрозу невыполнения регионами возложенных на них обязанностей.
С просьбой проверить конституционность положений, регламентирующих вопросы медицинского обеспечения лиц, которые страдают орфанными заболеваниями, Госсовет (парламент) Татарстана обратился в КС в декабре 2023 года. Сейчас по 11 таким болезням предусмотрено финансирование расходов на лечение из федерального бюджета, а еще по 17 заболеваниям должны платить регионы. В частности, в бюджете Татарстана расходы на обеспечение таких граждан лекарствами в течение последних нескольких лет составляли от 1,02 млрд до 1,72 млрд руб. С 1 января 2023 года вступили в силу поправки, согласно которым за лекарства для взрослых платит федеральный бюджет, а задачи медобеспечения детей до 18 лет с 14 видами заболеваний возлагаются на фонд «Круг добра», который также финансируется государством. Однако по достижении 18-летнего возраста такие пациенты оказываются без полноценной поддержки и уже не могут получать лечение по системе ОМС, так как оно не покрывается действующими тарифами.
О неудовлетворительном состоянии лекарственного обеспечения взрослых, связанного с неспособностью регионов в полном объеме исполнить возложенные на них полномочия, свидетельствует рост количества судебных дел: в 2021–2022 годах оно выросло практически вдвое, отмечается в запросе. Фактически обращение в суд стало для пациентов единственным способом получить лечение: в большинстве случаев суды идут навстречу больным. Однако многие не могут получить лекарства, даже имея на руках решение суда.
Авторы запроса напоминают, что, согласно Конституции, установление единых правовых основ системы здравоохранения отнесено к предметам ведения РФ. Реализуя свои полномочия по организации медпомощи, законодатель не может действовать произвольно, настаивают депутаты, такие решения предполагают ясное, четкое и непротиворечивое разграничение вопросов государственного значения. Сейчас же возникает ситуация, когда у законодателя появляется возможность закрепить за регионами неопределенные полномочия, а у субъектов — реализовать их произвольным образом. Это приводит к нарушению принципа равенства и создает угрозу невыполнения регионами возложенных на них обязанностей.
«Задача лекарственного обеспечения лиц, страдающих редкими заболеваниями, остается невыполнимой для большинства субъектов и требует от государства разработки комплекса согласованных мер по ее разрешению»,— подчеркивается в запросе.
По данным “Ъ”, свою позицию по запросу Татарстана уже сформулировали Минздрав и Минфин. Ранее в Минздраве отмечали, что, хотя решение вопросов организации медпомощи населению относится к полномочиям регионов, часть нагрузки с них снимается за счет создания дополнительных механизмов, в частности через тот же «Круг добра», который полномочен приобретать в том числе лекарственные препараты, не зарегистрированные в РФ. Общий объем программы обеспечения препаратами пациентов, страдающих высокозатратными нозологиями, в 2023 году составил 87,969 млрд руб. Каких-либо ограничительных перечней по снабжению лекарствами больных не существует, а регионы имеют возможность осуществить закупку препарата, необходимого для конкретного пациента, на основании решения врачебной комиссии, подчеркивают в Минздраве. Но система закупок на федеральном уровне не подразумевает индивидуального подбора лекарств и осуществляется по усредненным параметрам. Проблема же дефицита лекарств, производимых в недружественных странах, «носит общий характер».
По данным Росздравнадзора, в 2024 году из четырех регионов поступило всего восемь обращений по вопросам лекарственного обеспечения лиц с орфанными заболеваниями (в прошлом году было 41 обращение из 12 регионов), заявителям направлены разъяснения, а региональным властям объявлены предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований законодательства.
В свою очередь, в Минфине указывают, что вопрос передачи на федеральный уровень орфанных заболеваний противоречит разграничению полномочий в области лекарственного обеспечения населения и может быть рассмотрен только с учетом перераспределения бюджетных источников.
Сопредседатель Всероссийского союза пациентов Ян Власов напоминает, что изначально лекарственное обеспечение пациентов с большей частью орфанных заболеваний лежало на плечах регионов, но их бюджеты систематически не справлялись с этой нагрузкой, и полномочия по закупке некоторой части дорогостоящих препаратов были переданы на федеральный уровень. Однако неравенство между пациентами в зависимости от возраста и места проживания сохраняется. «Мы, конечно, выступаем за федерализацию, то есть перевод под ответственность федерального бюджета лекарственного обеспечения всех "редких" пациентов. Но пока этого не произошло, рассчитываем, что регионы, и в частности недотационный Татарстан, продолжат поддерживать орфанных пациентов, обеспечивая их лечение»,— говорит господин Власов.
Юрист адвокатской группы «Ватаманюк & партнеры» Александр Зелинко отмечает, что спор между центром и регионами по вопросам ведения — довольно редкое явление для КС. В последний раз подобный спор разбирался более 20 лет назад при проверке Конституции Республики Алтай на предмет разграничения полномочий в области охраны окружающей среды. Что касается нынешнего спора, то шансы региона на победу достаточно велики, считает эксперт: это связано с тем, что существующий порядок действительно приводит к нарушению прав граждан и создает угрозу неисполнения регионами возложенных на них обязанностей.