Платежная недостаточность
Почему банки теряют интерес к обслуживанию карт
Во всем мире эквайринговый бизнес, отвечающий за прием оплаты с помощью карт, постепенно становится менее интересен банкам — это следствие ограничения регуляторами размеров комиссий. В результате банки повышают тарифы на другие свои сервисы, ритейлеры при этом не снижают цены — это означает, что единственным пострадавшим остается покупатель. Российский рынок эквайринга также затронула эта тенденция, помимо этого, на обороты по картам влияют низкие ставки при оплате через Систему быстрых платежей и ожидание внедрения цифрового рубля.
Свобода комиссиям
В конце марта этого года произошло историческое событие, которое может кардинально изменить ситуацию на рынке платежных карт. Судебная тяжба между американскими ритейлерами с одной стороны и крупнейшими международными платежными системами Visa и Mastercard с другой стороны, которая началась в 2005 году, завершилась мировым соглашением. Агентство Bloomberg называет это антимонопольное соглашение одним из самых значительных за всю историю. Революционность соглашения, по мнению главы Ассоциации участников рынка электронных денег и денежных переводов Виктора Достова, заключается в том, что теперь торговцы смогут самостоятельно вводить дополнительную комиссию при оплате картами и дифференцировать их в зависимости от типа карты и уровня. До сих пор это было официально запрещено правилами платежных систем. По словам адвокатов, представляющих интересы продавцов, эта сделка позволит розничным торговцам взимать с потребителей дополнительную плату при оформлении заказа с использованием карт Visa и Mastercard, чтобы привлечь клиентов к более дешевым картам.
Сделка также подразумевает, что в ближайшие три года платежные системы снизят эквайринговые комиссии на 0,04 процентного пункта (п. п.), а за пять лет — на 0,07 п. п., что, по словам Виктора Достова, при масштабе бизнеса международных платежных систем даст существенное снижение прибыли.
По данным Bloomberg, американские продавцы считают, что это позволит им сэкономить не менее $30 млрд в течение пяти лет.
«Это урегулирование достигает нашей цели по устранению антиконкурентных ограничений и предоставлению немедленной и существенной экономии всем торговцам в США, мелким и крупным»,— говорится в заявлении одного из ведущих адвокатов истцов Роберта Эйслера. В заявлении Ассоциации лидеров индустрии розничной торговли, в состав которой входят более 200 розничных продавцов, производителей и поставщиков, включая Apple Inc., Starbucks Corp. и других, говорится: «На протяжении десятилетий Visa и Mastercard использовали свою дуополию, чтобы обирать ритейлеров всех размеров. Это соглашение доказывает, что торговцы заслуживают судебного запрета, но необходимо тщательно проанализировать, являются ли предложенные условия расчетов достаточными для устранения ущерба, причиненного существующей системой комиссий». В свою очередь, главный административный сотрудник и главный юрисконсульт Национальной федерации розничной торговли Стефани Марц заявила: «Факт остается фактом: эти сборы являются недобросовестной деловой практикой, которая наносит ущерб торговцам и потребителям и выгодна банкам».
Защита потребителей
Стоит отметить, что это не первое ограничение эквайринговых комиссий в США в этом веке. В 2010 году Конгресс США принял закон о реформе Уолл-стрит и защите потребителей Додда—Франка как ответ на начавшийся в 2008 году финансовый кризис и последующую рецессию. К этому закону в том же году была принята поправка сенатора Дика Дурбина, которая требует, чтобы комиссии были разумными и пропорциональными стоимости обработки трансакции. В результате комиссия, которая до внесения поправки в среднем составляла 44 цента за трансакцию, после ее принятия снизилась до 21 цента плюс 0,05% от стоимости трансакции. Правда, эта поправка касалась только дебетовых карт банков и не затрагивала кредитные карты, тем более она никак не распространялась на финтех-компании, которые вышли на этот рынок позже.
При этом в американской прессе отмечается, что за время действия поправки Дурбина не было отмечено снижение розничных цен для покупателей. Зато большинство изданий отмечает, что в качестве реакции на эту поправку банки начали вводить высокие комиссии по депозитным счетам, увеличили штрафы за овердрафт, установили ежемесячную плату за обслуживание счетов — словом, нашли способ компенсировать выпадающие доходы. В проигрыше в результате остался покупатель, который не получил скидку от ритейлеров и оказался вынужден больше платить за банковское обслуживание.
Похожая ситуация сложилась и в Европе, где Евросоюз в 2015 году установил предельный размер интерченджа (межбанковская комиссия, которую банк-эквайер, обслуживающий торговую точку, платит банку-эмитенту, выпустившему карту) в размере 0,2% для дебетовых карт и 0,3% — для кредитных. В результате этого ограничения банки—эмитенты карт в 2015–2017 годах получили на €2,68 млрд в год меньше комиссий, говорится в исследовании, проведенном международной консалтинговой компанией Ernst & Young и консалтинговым агентством Copenhagen Economics по заказу Еврокомиссии. В исследовании на примере пяти стран было показано, что если бы всю выгоду от снижения комиссии ритейлеры передали потребителям через снижение цен, то европейская семья в среднем сэкономила бы €6,76 в год. В опросе, проведенном исследователями, ритейлеры в 59% случаев ответили, что снизили цены, однако во время интервью ни один из ритейлеров не смог привести пример специального снижения цены из-за падения затрат на прием карт. При этом в европейских СМИ отмечается, что после 2015 года за часть ранее бесплатных банковских сервисов кредитные организации стали брать деньги.
Борьба со сверхприбылью
В 2018 году в России также объединения ритейлеров начали борьбу за снижение эквайринговых комиссий. При этом риторика их была очень похожа на ту, которую использовали европейские и американские коллеги: банки получают сверхприбыли, наживаясь на торговых предприятиях. В России давление на власти оказалось достаточно сильным, чтобы вынудить депутатов летом 2019 года принять закон, по которому Банк России получал право ограничить размер эквайринговой комиссии. Но этим дело не ограничилось, и осенью того же года международные платежные системы Visa и Mastercard, а также российская платежная система «Мир» добровольно снизили размер интерченджа по ряду социально значимых категорий (образование, медицинские услуги и аптеки), установив по ним комиссию в размере от 0,3% до 1,3%. Потом свою лепту в снижение комиссий внес Банк России, установивший в разгар пандемии коронавируса ограничение на эквайринговые комиссии по онлайн-покупкам на уровне 1% с 15 апреля 2020 года.
Реакция российских банков оказалась такой же, как у их коллег в Европе и США: они сразу сделали условия обслуживания для своих клиентов менее выгодными.
Правда, вместо введения дополнительной платы за ведение счета или тому подобных мер они ограничились пересмотром программ лояльности: существенно снизили кэшбэки за покупки с использованием карт. Как рассказывал тогда «Ъ» сопредседатель комитета по платежным системам Ассоциации банков России Алексей Маслов, комиссия за обслуживание торгового эквайринга, как правило, является частью пакетного предложения услуг вместе с расчетно-кассовым обслуживанием, кредитованием, инкассацией и тому подобным. «При заключении договора просчитывается общая экономика предоставляемых услуг, и если какая-то часть запланированных доходов выпадает, то банк получает убыток»,— говорил он. Позже в августе 2022 года первый зампред ЦБ Ольга Скоробогатова в интервью ТАСС сообщила, что установленное в апреле 2020 года ограничение по онлайн-покупкам продлено не будет, поскольку ЦБ не увидел «ни снижения цен, ни программ кэшбэков и лояльности» со стороны торгово-сервисных предприятий, хотя они получили часть дохода банков.
Таким образом, искусственные ограничения эквайринговых комиссий были прекращены, но к этому времени стала набирать ход оплата товаров и услуг через систему быстрых платежей (СБП), в которой на большую часть трансакций комиссия составляет всего 0,4% от стоимости покупки. В результате платежной системе «Мир» пришлось корректировать свои тарифы. Осенью 2022 года Национальная система платежных карт (НСПК) — оператор платежной системы «Мир» — снизила интерчендж для целого ряда предприятий в сфере общественного питания и продуктового ритейла вплоть до 0,5%. С мая 2023 года также вплоть до 0,5% был снижен тариф по интерченджу для маркетплейсов.
В результате комиссии в карточном эквайринге снижаются, доля СБП растет, а в следующем году Банк России обещает запустить цифровой рубль, комиссии по оплате товаров и услуг, которые будут не выше, чем в СБП, только вдобавок к этому еще и сами эти рубли будут лежать не на счетах в банках, а непосредственно в ЦБ. Таким образом, банки потеряют возможность зарабатывать на остатках средств, которые граждане держат на картах или электронных кошельках.
Чтобы исправить эту негативную для банков тенденцию, крупнейшие банки начали обсуждать возможность создать альтернативную государственной платежную систему, и за основу был принят разработанный Сбербанком сервис «Плати QR». Крупнейший российский банк предложил другим отечественным кредитным организациям подключиться к этому сервису, чтобы осуществлять платежи в торгово-сервисных предприятиях, обслуживаемых Сбербанком с помощью своих приложений. Планируется, что в результате платежи пойдут в обход НСПК и та не сможет от банков требовать рассчитываться по пониженному тарифу, а значит, у них сохранится возможность предлагать своим клиентам высокий кэшбэк. Однако пока нельзя с уверенностью прогнозировать, насколько успешным будет этот проект, поскольку ему также придется конкурировать с СБП, платежной системой «Мир», а в перспективе и с цифровым рублем.