Авиапроисшествия на бреющем
МАК отмечает снижение числа инцидентов в авиакомпаниях РФ
Прошедший 2023 год в гражданской авиации РФ, по оценке МАК, стал лучшим по абсолютным показателям безопасности с 2014 года. На статистике сказалось общее сокращение числа рейсов по сравнению с доковидным периодом. В 2023 году в России произошло 21 авиапроисшествие, включая 11 катастроф, в которых погибло 20 человек. Серьезных происшествий с магистральными самолетами не было. Однако в авиации общего назначения ситуация с безопасностью не улучшается: 80% происшествий происходит из-за человеческого фактора, пилоты продолжают летать без удостоверения, медицинского заключения и на самолетах без сертификата летной годности.
Количество авиапроисшествий с участием гражданских воздушных судов в России в 2023 году оказалось самым низким по меньше мере с 2014 года. Как указано в годовом отчете Межгосударственного авиационного комитета (МАК), всего в прошлом году в РФ зафиксировано 21 происшествие, включая 11 катастроф с гибелью 20 человек.
Авторы доклада учитывали «значительное снижение числа полетов в 2023 году из-за закрытия части международных направлений и аэропортов в ряде государств—участников соглашения». Как писал “Ъ” 28 декабря 2023 года на основе статистики Росавиации и крупнейших авиакомпаний, средний уровень безопасности полетов в России остается неизменным с 2019 года.
В отчете МАК не приведен относительный показатель безопасности полетов в РФ, количество авиационных происшествий на 1 млн вылетов. В Росавиации “Ъ” уточнили, что в 2022 году на 100 тыс. часов коммерческой авиации РФ пришлось 0,61 авиационного происшествия, в 2023 году — 0,29 АП.
Во всех странах—участницах межгосударственного соглашения о гражданской авиации в 2023 году зафиксировано 26 авиапроисшествий. Это, по данным МАК, в 1,5 раза меньше, чем годом ранее, и в целом является лучшим показателем с 2006 года.
Улучшения других показателей безопасности не произошло: катастроф было также 15, а число погибших выросло до 31 с 28. Общее количество авиапроисшествий с вертолетами снизилось, но количество катастроф выросло за год с четырех до шести, погибших — с 6 до 17 человек.
Около половины авиапроисшествий, как в предыдущие годы, пришлось на авиацию общего назначения (АОН). Четверть всех событий произошла с пилотами с просроченными документами или не имеющими пилотских свидетельств. Еще в 25% случаев пилоты работали без медзаключения о годности к полетам или с истекшим сроком его действия. В каждом третьем случае у самолета АОН не было сертификата летной годности или он был просрочен, «что свидетельствует о недостаточном надзоре и контроле со стороны уполномоченных органов».
По оценке МАК, авиапроисшествия в сегменте в основном связаны со столкновением с поверхностью или препятствиями в управляемом полете. Как правило, пилоты плохо знают маршрут, не уделяют должного внимания анализу метеообстановки, не имеют опыта и знаний для выполнения полетов только по приборам и, попадая в условия ограниченной видимости, допускают столкновение. Потери управления в полете свидетельствуют о том, что пилоты зачастую не соблюдают эксплуатационные ограничения. Наконец, часть событий происходит из-за отказов/неисправностей техники, обусловленных в том числе неправильными действиями летного или технического составов и самостоятельной сборкой воздушного судна.
Виталий Савельев, министр транспорта РФ, 6 февраля:
«Я считаю, что за безопасность беспокоиться нет никаких оснований. Да, мы наладили поставки, у нас и запчасти, и комплектующие, это все не на коленке… У нас был такой период, когда мы несильно понимали, но пассажирами мы не рисковали».
МАК рекомендовал авиавластям, в частности, отработать систему оперативного реагирования на рекомендации комиссий и подготовить целевые комплексные программы «по всем аспектам влияния человеческого фактора на безопасность полетов». Из 30 пунктов рекомендаций половина «давалась неоднократно». В МАК еще десять лет назад выражали обеспокоенность тем, что их рекомендации учитываются не в полной мере, отмечает глава агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев. Повторяемость событий остается проблемой, побороть которую не удалось, особенно когда речь идет о случаях столкновения с поверхностью в управляемом полете, уточняет он. Эксперта серьезно беспокоит высокая доля катастроф в происшествиях с вертолетной техникой.
В связи с этим важна работа с компаниями, однако, признает эксперт, усиление внимания проверяющих органов к АОН «даже из благих побуждений воспринимается без должного энтузиазма». В мировой практике принято, что большую часть разъяснительной работы ведут производители воздушных судов и ассоциации. Сейчас эта деятельность затруднена тем, что Aibus Helicopters и Robinson прекратили семинары по безопасности, а отечественной авиатехники для АОН, активно поддерживаемой производителями, не появилось. ICAO разработала большой объем рекомендаций по предотвращению аварийности по группам событий, добавляет Олег Пантелеев, но и эти материалы «зачастую остаются невостребованными».