АвтоВАЗ ищет поддержку в сборах
К чему может привести увеличение утильсбора для иномарок
Глава АвтоВАЗа предложил еще в три раза увеличить утилизационный сбор. Повышение может происходить поэтапно, считает глава концерна Максим Соколов. Например, в 2024 году ставка вырастет с 300 тыс. руб. до 550 тыс. руб. для импортируемых машин, еще через год до 660 тыс. руб. А к 2029 году импортеры должны будут платить почти миллион рублей. Причем эти требования должны распространяться на автомобили с объемом двигателя до двух литров, считает глава АвтоВАЗа.
По его словам, сейчас компания теряет маржу из-за китайских конкурентов. За счет скидок они стали заходить в сегмент, где всегда лидировала Lada Vesta, из-за чего выручка российской компании в первом квартале упала ниже 10%. Повышение утильсбора должно исправить ситуацию. Хотя партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто уверен, что это просто сделает все машины еще дороже: «Такое увеличение утильсбора сразу приведет к росту цен на те самые 250 тыс. руб. и так далее. Причем увеличение будет у всех, в том числе у российских производителей, потому что это выбивает всех конкурентов, а без конкурентов по законам экономики монополисты могут делать все, что хотят.
Придут ли к нам сразу китайские производители? Нет. У нас маленький рынок, и заходить на него, рискуя попасть под вторичные санкции, никто не хочет. Это сейчас заметно, потому что вроде рынок пустой, но китайцы не хотят вкладывать деньги, и, кроме Haval, который работает здесь с 2019 года, никого и нет. Конечно, могут активизироваться российские проекты по привлечению китайских моделей. Проекты "Автотора", например, где сейчас уже много моделей.
Но тогда нужно встречное движение государства, которое бы понизило планку локализации, потому что ни один проект не может сразу достичь того уровня локализации в 3 тыс. баллов, который дает уменьшение утилизационного сбора. То есть даже те новые "китайцы", которые могут прийти совместно с россиянами, оказываются в совершенно неравной ситуации по отношению к АвтоВАЗу или УАЗу. В любом случае мы потеряем большую часть моделей и компаний, которые присутствуют на нашем рынке».
Глава АвтоВАЗа не в первый раз предлагает повысить утилизационный сбор. В начале апреля Максим Соколов выступал на экспертном совете при Госдуме и заявил, что мера позволит защитить российский рынок. По его словам, сейчас АвтоВАЗ закрывает более трети сегмента легковых автомобилей, однако финансово контролирует лишь 9% рынка. Оставшиеся 90% денежных средств «просто вымываются за рубеж».
При повышении утильсбора компании будут стремиться локализовать производство. Но руководитель проекта «Автомаркетолог» Олег Мосеев в этом сомневается. По его мнению, китайские компании не любят, когда постоянно меняются правила игры: «Мотивировать может ситуация, которая будет четко спланирована на несколько лет, каким образом рынок будет закрываться. Для китайцев это абсолютно не новая история, но это не должно быть каким-то шараханьем, мол, а давайте мы еще повысим.
Необходимо один раз определить, что, допустим, через пять лет мы оставляем рынок для десяти брендов, каждый из которых должен иметь локализованное производство. Производители придут, здесь построят заводы и будут производить автомобили.
Я понимаю, почему переживает господин Соколов, потому что Vesta — довольно дорогой автомобиль, и есть уже практически прямые конкуренты среди китайских компаний, но все равно предложения на рынке недостаточно. Сегмент SUV, который в основном продается китайцами, у АвтоВАЗа отсутствует. Если человеку нужен автомобиль больше по размеру, он не пойдет покупать вместо SUV-сегмента ту же Vesta или Granta».
В последний раз индексация утильсбора проводилась в августе 2023 года. Тогда ставка на легковые автомобили в зависимости от объема двигателя была повышена от полутора раз до почти четырехкратного значения, на грузовики — почти в два раза.
С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".