На основе судебной практики
Сенаторы предварительно одобрили назначение Ирины Подносовой главой Верховного суда
Комитет Совета федерации по конституционному законодательству и госстроительству во вторник поддержал кандидатуру главы экономической коллегии Верховного суда (ВС) Ирины Подносовой, которую президент представил к назначению на должность председателя ВС, ставшую вакантной после смерти Вячеслава Лебедева. Прежде чем выдать рекомендацию судье с 34-летним стажем, сенаторы обсудили с будущим руководителем судебной системы возможность возвращения смертной казни, вопросы борьбы с коррупцией и перспективы дальнейшей гуманизации уголовного законодательства.
Ирину Подносову сенаторам представил полномочный представитель президента в Совете федерации Артур Муравьев. После этого председатель комитета Андрей Клишас предоставил слово самой госпоже Подносовой, которая сразу призналась, что 16 апреля является очень волнительным для нее днем, так как ровно 34 года назад началась ее судейская карьера. «16 апреля 1990 года я была назначена… не назначена — избрана,— поправилась она,— судьей Лужского суда Ленинградской области, приняла присягу судьи, которую до сегодняшнего дня выполняю».
Ирина Подносова окончила юрфак Ленинградского университета в 1975 году, как и президент России Владимир Путин. В горсуде Луги она проработала 13 лет судьей и еще 10 лет — председателем. В 2013 году она была назначена зампредом Ленинградского облсуда, а уже в 2017-м его возглавила. «Потом был принят закон о создании новой системы апелляционных и кассационных судов, и Вячеслав Михайлович Лебедев доверил мне создание Второго апелляционного суда, который располагается в Санкт-Петербурге,— вспоминала госпожа Подносова.— С 2019 года эти суды приступили к работе, а в 2020 году Вячеслав Михайлович предложил мне перейти на работу в ВС, на должность заместителя председателя по экономическим спорам. И вот так случилось, что теперь прошу вашей поддержки в назначении на должность председателем ВС…» Она также отметила, что в первые 30 лет карьеры рассматривала уголовные дела, однако после назначения в апелляционный суд ей пришлось вникать в административные и гражданские споры, а в последние три года госпожа Подносова погрузилась в экономические дела и нашла, что это тоже очень интересная сфера.
«Биография очень убедительная»,— признал Андрей Клишас. Но планирует ли будущий председатель продолжать взятый ВС при Вячеславе Лебедеве курс на гуманизацию уголовного правосудия, волновался глава комитета.
«Гуманизация уголовного законодательства всегда поддерживалась правоприменительной практикой ВС»,— успокоила его Ирина Подносова. К тому же гуманизм — это принцип, который закреплен в Уголовном кодексе наряду с другими принципами, и, конечно, ВС будет продолжать работу в этом направлении, заверила она. «Но нам порой кажется, что не все в порядке в этой сфере по-прежнему»,— не отступал господин Клишас. Он напомнил, что Совет федерации активно участвовал в обсуждении вопросов содержания под стражей обвиняемых и подозреваемых, но результаты этой работы не так очевидны, как хотелось бы. «Я понимаю, о чем идет речь — о лицах, которые обвиняются в преступлениях экономической направленности»,— отреагировала госпожа Подносова.
Вячеслав Лебедев часто ссылался на сокращение общего числа осужденных за последние 20 лет, нашлась она: «Практически в два раза: с миллиона, по-моему, до четырехсот тысяч, вот как-то так».
Сенатора Николая Владимирова интересовала практика рассмотрения дел об административных нарушениях. С 2002 года, когда был принят КоАП, он претерпел более 500 редакций, напомнила в ответ судья: «И, конечно, задача была все эти изменения оперативно и своевременно корректировать судебной практикой. Я думаю, что у нас это получалось, мы это делали и будем делать, но ждем, конечно, новых кодексов».
«Совсем недавно на заседании Госдумы практически все руководители фракций высказывали идею о возращении смертной казни,— напомнила, в свою очередь, сенатор Людмила Нарусова.— Как вы к этому относитесь?» «Ой…» — искренне вздохнула Ирина Подносова, признавшись, что не стала бы тут высказывать личное мнение (хотя оно совпадает с мнением Вячеслава Лебедева, на всякий случай уточнила она). «Думаю, что это вопрос изменения Конституции, а это ваши полномочия. Как будет решен вопрос, так мы и будем его исполнять»,— вернула судья мяч на сторону сенаторов. «Самое главное, что мы имеем одинаковую оценку и со стороны председателя Конституционного суда, который говорит о невозможности этого при действующей Конституции,— обрадовался Андрей Клишас.— Вы согласитесь, это ответ на вопрос, Ирина Леонидовна его дала!..»
Наконец, признался председатель комитета, есть еще один вопрос, который он не может не задать: полагает ли будущий председатель ВС достаточными существующие меры по предотвращению конфликта интересов? Наверное, это был самый непростой для Ирины Подносовой вопрос — и не только потому, что в судейском сообществе неоднократно выражали недовольство жесткими ограничениями, которые сегодня предъявляются к родственникам кандидатов в судьи (фактически речь идет о запрете на работу по юридической специальности, если она предполагает даже опосредованное участие в судебных процессах).
Дело еще и в том, что сыну госпожи Подносовой, который до последнего времени работал в петербургском адвокатском бюро «Промбизнесконсалтинг», пришлось уйти из адвокатуры.
«Если раньше он занимался уголовной практикой, я — экономическими делами, мы никогда не пересекались, и у нас просто не было конфликта интересов, то, конечно, в нынешней ситуации любое участие сына в процессах — это уже будет конфликт. И спасибо ему за принятое решение прекратить статус адвоката»,— рассказала кандидат в главы ВС, дав понять, что существующие механизмы вполне позволяют избегать даже потенциального конфликта интересов. Иногда даже кажется, что такие требования излишни, внезапно признался Андрей Клишас и пообещал, что законодатели еще вернутся к этому вопросу. «Ну, перестраховываемся»,— дипломатично заключила госпожа Подносова.
В поддержку ее кандидатуры также высказались и. о. председателя ВС Петр Серков, глава Совета судей Виктор Момотов и председатель Высшей квалификационной коллегии судей Николай Тимошин. Вопрос о назначении Ирины Подносовой на должность председателя ВС Совет федерации рассмотрит на пленарном заседании в среду, 17 апреля.