«Кэпиталс»-шоу
«Вашингтон» пробился в play-off НХЛ вопреки логике
«Вашингтон Кэпиталс» и Александр Овечкин провернули, возможно, самый замечательный трюк даже не нынешнего сезона, а как минимум целого десятилетия в НХЛ. Клуб, который, казалось, давным-давно плюнул на командные достижения, благодаря вернувшейся форме своего лидера, самоотдаче его партнеров со скромной репутацией и удаче смог протиснуться в play-off, обыграв — 2:1 — в решающем матче «Филадельфия Флайерс» и оставив позади вроде бы куда более достойных претендентов на попадание в кубковую стадию.
Картинку, идеально иллюстрирующую соль случившегося в предпоследний день регулярного чемпионата НХЛ, выбрать было совершенно несложно. Ну, разумеется, Александр Овечкин с его одновременно хищной и ехидной улыбкой, настолько выразительной, емкой, что прямо просится на какую-нибудь престижную обложку, после филадельфийского матча «Вашингтона». Так улыбаются люди, которым только что удался какой-нибудь жутко смешной и жутко ядовитый розыгрыш. А то, что совершили вашингтонцы, и вправду походило на грандиозный пранк, на хоккейный обман если не века, то по крайней мере хотя бы десятилетия.
Этот «Вашингтон» ведь не должен был ничего добиться. Не потому, что год назад пролетел мимо play-off — бэкграунд в НХЛ мало что значит, а потому, что, создавалось впечатление, просто совершенно не хотел никаких командных достижений.
Еще в прошлом сезоне он выглядел клубом, нуждающимся, чтобы обрести прежнюю мощь, в довольно радикальной перестройке, как минимум наполовину состоящим из балласта — ветераны на закате карьеры, постоянно берущие больничные, которым впору выписывать инвалидность, игроки в расцвете сил, но обделенные большим талантом, которым приходится играть в ведущих звеньях волею обстоятельств.
Но на перестройку «Вашингтон» плюнул. Его вообще, казалось, не волновали итоги предстоящего сезона. Это другие недавние неудачники пыжились изо всех сил, чтобы подняться выше. «Питсбург Пингвинс» летом рискнул приобрести получившего приз лучшему защитнику предыдущего первенства дорогущего Эрика Карлссона, «Детройт Ред Уингс» перехватил искавшего новый клуб знаменитого форварда Патрика Кейна. Они точно стремились в play-off. А «Вашингтон» не стремился никуда. Тренером нанял неопытного Спенсера Карбери, который нисколько не ассоциировался с образом наставника-вундеркинда, с легким сердцем отправил в бессрочный отпуск замученного болячками Никласа Бэкстрёма, считавшегося чуть ли не первым центром. Потом, уже ближе к финишу чемпионата, расстался с еще одним ведущим хоккеистом этого стержневого амплуа Евгением Кузнецовым, сначала послав его проходить программу помощи от зависимостей, а потом фактически за так обменяв в «Каролина Харрикейнс». Еще один важный для клуба форвард — Энтони Манта — ушел в «Вегас Голден Найтс».
Команды, которые мечтают о чем-то серьезном, так себя не ведут. Так ведут себя аутсайдеры, которые смирились со своей участью. И соблазна констатировать, что «Вашингтон», гранд предыдущего десятилетия, сейчас молится лишь на то, чтобы удачно шла великая погоня его фронтмена Александра Овечкина за снайперским рекордом НХЛ всех времен Уэйна Гретцки, не избежал никто из матерых экспертов. Да и с погоней долго, кстати, совсем не складывалось.
Фишка этого коллективного трюка «Вашингтона» еще и в том, что он своей стратегией, скучными манипуляциями, как хитрый иллюзионист, акцентировал взгляд всех наблюдателей на чем-то ярком и броском, ловко скрыв от него всегда прятавшегося в ящичке под столом кролика. То есть многие подмечали, конечно, что, несмотря на бледность заявки, на трудности Овечкина, «Вашингтон» все равно добывает очки, все равно постоянно держится где-то возле «зоны play-off», но осенью не удивлялись и не умилялись этому: все равно же обречен с такими-то кадрами. И лишь уже весной, спохватившись, вдруг принялись фиксировать то, что на самом деле надо было признать раньше. А Карбери-то поставил клубу, возможно, не отличающуюся изысканностью, но недурную и как раз под подбор хоккеистов игру — терпеливую, плотную, довольно надежную. И некоторых исполнителей явно недооценили: Дилан Строум, например, неплохой центральный нападающий со всеми необходимыми для этой позиции навыками, а у вратаря Чарли Линдгрена дни божественных озарений, когда выкручиваешься из любых положений, в календаре выпадают гораздо чаще, чем дни провальные. И Александр Овечкин, помучившись, вернул в конце концов себе в 38 приблизительно ту продуктивность, что была у него в молодые годы. А с Овечкиным, который забивает голы, уже как-то легче дышится.
И выяснилось, что напрасно списанный в утиль «Вашингтон» способен зацепиться в гонке за play-off, очутиться, несмотря на спад на стыке марта и апреля, вылившийся в шесть подряд поражений, внутри невероятной закрутки, возникшей на финише регулярки в Восточной конференции в борьбе за вакантную путевку.
И даже получить в ней шансы чуть лучше, чем у конкурентов — «Питсбурга», «Детройта», «Филадельфии», с которой ему было суждено играть на выезде решающий матч.
И в нем-то по полной сработал еще один фактор, без которого вашингтонский фокус был бы невозможен. Отрицать, что «Вашингтону» везло, глупо. А в филадельфийской встрече везения — впрочем, надо полагать, честно заслуженного стараниями — у него было выше крыши.
Фарт — это про гол, которым Александр Овечкин открыл счет в стартовом периоде, 31-й для него в чемпионате, до 41 сокративший дистанцию до рекорда Гретцки. Дилан Макилрат набрасывал шайбу в сторону ворота от борта, наобум, не глядя — и угодил в стоявшего перед ними Овечкина, а рикошет от туловища россиянина вышел такой, как нужно. Но прежде всего фарт — это про гол победный для «Вашингтона»: а чтобы проникнуть в play-off, ему достаточно было взять два очка любым способом.
Тиджей Оши забил его за три минуты до сирены в пустые ворота, которые голкипер Самуэль Эрссон покинул ради того, чтобы на лед вышел шестой полевой игрок. И все вроде бы понятно. «Филадельфии», чтобы «Вашингтон» и остальных участников гонки обойти, требовался выигрыш в основное время любой ценой. И она рисковала. Штука в том, что тренер филадельфийцев Джон Торторелла не знал, что риск смысл потерял. В параллельном матче «Детройт», который шел вровень с «Вашингтоном», уступая ему по дополнительным показателям, был близок к проигрышу «Монреаль Канадиенс», однако на флажке счет сравнял, гарантировав себе овертайм и очко. «Филадельфия» уже не могла его опередить. И не требовалось от нее снимать Эрссона. А с ним было бы время дополнительное, и черт его знает, к чему бы все вырулило. А что если к осечке «Вашингтона», из-за которой его опередил бы дожавший в серии буллитов «Монреаль» «Детройт»? И «Питсбург», завершивший регулярку в среду поздно ночью по московскому времени игрой против «Нью-Йорк Айлендерс», тоже мог бы опередить. Но Эрссон уехал на скамейку, распахнув ворота для слегка удивившегося такому подарку Оши и обеспечив праздник всем вашингтонцам.
Короткий, понятно, так как скоро серия первого раунда play-off против «Нью-Йорк Рейнджерс» — сильнейшего клуба регулярного чемпионата, с выступавшим в нем в режиме монстра Артемием Панариным, с прекрасными линиями нападения и защиты, с элитным вратарем Игорем Шестеркиным. В общем, в повестке у «Вашингтона» и Овечкина второе грандиозное чудо, второй грандиозный пранк.