Мигранты отдаляются от такси

Нужно ли запрещать иностранным гражданам работать в пассажирских перевозках

Больше десятка российских регионов запретили мигрантам работать в такси. Глава Камчатского края Владимир Солодов 16 апреля заявил, что это сделает такси безопаснее. На Камчатке ограничение вступит в силу в конце весны. Ранее аналогичные запреты приняли в Новосибирской, Тульской, Калужской и Челябинской областях, а также в Крыму и Якутии. В то же время закон о такси с 2023 года уже запрещает гражданам с иностранными правами заниматься перевозками. Участники рынка неоднократно заявляли, что норма привела к дефициту водителей.

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ

Как дополнительные ограничения повлияют на пассажирские перевозки? Руководитель Центра компетенций Международного евразийского форума такси Станислав Швагерус не исключает роста числа нелегальных таксистов: «Проблема мигрантов в такси актуальна для городов-миллионеров. Что касается запретов на работу мигрантов в сфере транспорта, которые вводят регионы, речь идет о патентах.

Но дело в том, что на сегодняшний день в такси при той схеме, которая используется во всех городах Российской Федерации, патент никому не нужен и никем не проверяется, поскольку отсутствуют трудовые отношения в такси. Вся та система запретов, которые принимают субъекты, просто-напросто не работает. Даже если есть запрет, они все равно могут ездить, потому что патенты необходимы для работодателя, который берет на работу мигранта. Работодатели в такси у нас отсутствуют».

“Ъ FM” направил запрос в столичный дептранс с просьбой уточнить, не планируется ли в Москве вводить подобный запрет. Впрочем, эксперты отмечают, что в городе действует специальная система мониторинга такси —КИС «АРТ». Она помогает отсеивать водителей, которые не имеют права заниматься перевозками. И необходимости в дополнительных запретах нет. При этом в конце 2023 года Общественный совет по развитию такси призывал временно отменить ограничения на работу мигрантов. Идея прозвучала на фоне аномальных снегопадов, когда поездки дорожали в два-три раза из-за нехватки исполнителей заказов. Однако сейчас вряд ли власти пойдут на это, считает председатель Общественного совета по развитию такси Ирина Зарипова:

«Миграционная политика ужесточается, и, конечно, есть ряд причин. Поэтому здесь можно вспомнить слова президента, который сказал, что мигранты нужны, но высококвалифицированные и под жестким контролем. Однако сегодня в такси нет механизма, где можно было бы вести жесткий контроль мигрантов. Поэтому пока какие-то послабления в этой части вводить преждевременно. Поэтому в рамках ужесточения миграционной политики в такси, где водитель и пассажир находятся один на один, тем более в ночное время, допускать мигрантов не стоит. А вот нанимать их на стройку или в курьерскую доставку вполне допустимо».

В прошлом году «Росстат» сообщал, что цены на такси достигли максимума за 10 лет или 32,5 руб. в пересчете на километр. А под конец 2023-го в «Яндекс Такси» сообщили, что отрасли необходимо дополнительно 80 тыс. водителей по сей стране. Именно это привело к тому, что стоимость поездок выросла почти на 30%, отмечал агрегатор.


С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".

Владислав Викторов

Вся лента