«Лизинг для многих стал единственным вариантом покупки нужных грузовиков»
Наталья Юнг, директор филиала лизинговой компании «Европлан» в Екатеринбурге
— Насколько лизинг востребован у транспортно-логистических компаний?
— Логистическая сфера — это один из основных сегментов бизнеса, где лизинг максимально востребован. Такая ситуация сложилась по всей стране, и Свердловская область не исключение. Отчасти это связано с тем, что в отрасли много средних и малых компаний, которым выгоднее приобретать автопарк в лизинг.
Кстати, большая часть наших клиентов — 82%, как раз малый и средний бизнес. Среди них помимо грузоперевозчиков лизинг наиболее востребован у компаний, которые занимаются строительством и оптовой торговлей.
— Некоторые эксперты отмечают, что автомобильные грузоперевозчики стали отказываться от лизинга в связи с ростом стоимости услуг. Есть ли такая тенденция на рынке?
— Не могу подтвердить такую тенденцию. Напротив, по итогам 2023 года число передач грузового транспорта в лизинг у «Европлана» увеличилось на 31%. В связи с высокими ценами на коммерческий транспорт, лизинг для многих предпринимателей стал, по сути, единственным вариантом покупки нужных грузовиков, это позволяет сэкономить на цене транспорта, получить субсидию от Минпромторга РФ и оптимизировать налоги. Кроме того, получить одобрение на продажу грузового транспорта в лизинг можно гораздо быстрее, чем на кредит в банке под покупку необходимой техники.
Стремление бизнеса найти наиболее приемлемый вариант обновления автопарков понятен. Перспективным здесь можно назвать операционный лизинг, когда техника передается в пользование лизингополучателю без возможности дальнейшего выкупа и по окончании договора попросту возвращается в лизинговую компанию. В прошлом году показатели данного вида лизинга показали рост. Возможно, в будущем он придет на замену лизингу финансовому.
— С какими запросами чаще всего приходят клиенты? Какие грузовые автомобили им нужны?
— В Свердловской области лидерами по продажам грузового транспорта в лизинг являются Sitrak, Shacman, Foton, Howo и КамАЗ. В целом аналогичная картина наблюдается и в других регионах России. Это связано с тем, что грузовой транспорт перечисленных марок доступен и хорошо известен в стране, а также имеет налаженную систему обслуживания и ремонта.
— Какие проблемы и тенденции можно выделить в части лизинга грузового транспорта?
— Основной тенденцией последних лет стало замещение европейских грузовиков на китайские, а также рост цен. Сейчас мы видим, что помимо давно известных марок на рынок постепенно выходят новые, в том числе демократичные по ценам марки грузового транспорта. Помимо этого, налаживается система логистики запчастей и появляются предложения со скидками и различные акции. Так, на приобретение в лизинг грузового транспорта российского и белорусского производства можно получить субсидию от Минпромторга РФ, что, безусловно, является положительным стимулом для транспортно-логистических компаний.
В то же время, к сожалению, продолжается процесс устаревания парка коммерческой техники, средний возраст которой приближается к 20 годам. Это значит, что и бизнесу, и лизинговым компаниям необходимо продолжать искать оптимальные варианты его обновления в новых экономических условиях.