Wildberries выезжает на трассу
Станут ли маркетплейсы активным каналом продажи авто
Еще один маркетплейс запускает продажу новых автомобилей онлайн. С 18 апреля весь модельный ряд бренда Chery появится на сайте Wildberries. Приобрести их можно будет только после 100% предоплаты по карте, которая привязана к профилю, сообщили в компании. Затем с клиентом свяжется продавец, который доставит автомобиль, договор будет подписан на месте. Продавцом в данном случае будет онлайн-дилера Chery «Деливери кар». Эта же компания еще в 2023 году начала предлагать машины на маркетплейсе Ozon, а в марте продажи новых китайских авто запустил «Мегамаркет».
Насколько это перспективный канал продаж? И зачем он нужен онлайн-площадкам? Эксперт по маркетплейсам Артем Бобцов уверен, что пока для них это исключительно пиар: «Здесь нет прямых результатов ни для площадок, ни для продавцов, поскольку, например, на Ozon машины с разной степенью маркетингового освещения продаются уже порядка шести лет. Но за все это время, по моим данным, было продано всего несколько автомобилей. В то же время Ozon, когда начинал это делать первым, получил достаточно широкое маркетинговое освещение, в общем, сделал рекламную историю для своей площадки.
Автомобильные производители, которые первыми зашли на онлайн-рынок, тоже получили довольно большое количество упоминаний во всех новостных выпусках, что также можно привести как пример недорогой рекламы. Поэтому я бы рассматривал эту историю просто как часть пиара, поскольку реальный объем продаж автомобилей на маркетплейсах отсутствует. Все продавцы работают на маркетплейсах по такому принципу: ставят завышенную цену, потом от нее проставляют скидку и получают как бы текущую цену продажи. На некоторые товары можно увидеть скидку 90%, маркетплейсы с этим никак не борются. В их глазах, чем больше скидка для покупателя, хотя бы виртуальная, тем лучше.
В то же время на маркетплейсе нельзя поторговаться, а автомобильный рынок на сегодняшний день перенасыщен, машин больше, чем покупателей, поэтому дилеры очень активно дают скидки, естественно, при визите клиента в автосалон, а если он с живыми деньгами придет, то вообще хорошо.
Несколько сотен тысяч рублей сторговать сейчас на любой новый китайский автомобиль, ну, просто как нечего делать».
Осенью 2023 года прямые онлайн-продажи своих машин запустил и АвтоВАЗ. Клиенты могут через сайт оформить предзаказ на автомобили Lada. Однако приобрести их можно только при оформлении кредита. Кроме того, транспортное средство придется самостоятельно забирать с завода в Тольятти. При этом АвтоВАЗ не сообщал, сколько именно машин было продано онлайн. Ozon также не раскрывал свою статистику.
Но в ближайшие пять-семь лет рассчитывать на существенные объемы не стоит, хотя это перспективное направление, говорит гендиректор агентства маркетинговых и социологических исследований Vector Market Research Дмитрий Чумаков: «Конечно, это не очень быстро займет существенную долю в структуре продаж новых автомобилей, но это канал, который, безусловно, будет расти. Вообще, в автомобильном ритейле постепенно происходит трансформация системы продаж. Постепенно стали появляться новые форматы в различных странах, например, в Китае очень популярны продажи авто через шоурумы, которые расположены в торговых комплексах.
То есть идете по торговому центру: тут магазин косметики, тут какой-нибудь фудкорт, а тут несколько магазинов с автомобилями, в которых представлено по несколько моделей. Ну, а все, что не представлено в салоне, можно, соответственно, заказать и получить доставкой и выбрать место для забора машины через некоторое время. Маркетплейсы показали себя как хороший канал для продажи многих товаров, про которые скептики говорили, что они точно не про маркетплейсы.
Если брать автомобили, они интересны для маркетплейсов высокой стоимостью каждой трансакции, поэтому, безусловно, определенные перспективы есть. Но в ближайшие пять-семь лет канал не станет основным для этой категории».
Осенью прошлого года представители российского подразделения Chery признавали, что покупать автомобили онлайн «пока готовы лишь исключительные люди». Но там рассчитывают, что с развитием технологий интерес к такому формату сделок будет расти.
С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".