Электроника центрального питания
Региональные ритейлеры уступают место федеральным
Региональная сеть электроники «Корпорация "Центр"», у которой прежде было около 200 магазинов в крупнейших городах РФ, закрывает бизнес. Смерть основателя в 2018 году и смена руководства компании привели к потере прибыли и многочисленным искам от контрагентов. Участники рынка говорят, что сеть пытается перепродать договоры аренды федеральным ритейлерам электроники, включая «М.Видео-Эльдорадо». Эксперты считают, что региональным сетям стало в целом сложнее конкурировать с федеральными с начала военных действий на Украине: не все смогли выстроить логистику поставок ушедших брендов.
Источники “Ъ” среди крупных ритейлеров рассказали, что региональная сеть «Корпорация "Центр"» ликвидирует собственный бизнес. По словам одного из них, на фоне падения прибыли представители сети «начали приходить к другим участникам рынка с предложением о выкупе арендных мест под размещение магазинов».
«Компания заключала договоры аренды на несколько лет вперед и из-за решения закрыть бизнес предлагает крупным ритейлерам электроники выкупить оставшийся срок аренды»,— объяснил собеседник, назвав в числе заинтересованных ООО «Компания РБТ» и «М.Видео-Эльдорадо».
На сайте «Корпорации "Центр"» говорится, что магазины компании находятся более чем в 90 городах РФ, среди них Москва, Ижевск, Санкт-Петербург, Челябинск и др. По информации собеседника “Ъ” среди производителей бытовой техники, до смены руководства в 2018 году компания имела около 200 точек продаж электроники, однако сейчас их число сократилось примерно до 70 магазинов. Часть из них, по словам источника, выкупила челябинская ООО «Компания РБТ».
Собеседник “Ъ” добавил, что «Центр» начал нести убытки после смерти основателя компании Сергея Ощепкова в 2018 году.
В «Корпорации "Центр"» отказались от комментариев, в ООО «Компания РБТ» не ответили на запрос.
ООО «Центр» зарегистрировано в 1993 году в Ижевске, им на 100% владеет Константин Ощепков, до 2018 года компания принадлежала его отцу Сергею Ощепкову. За 2022 год выручка компании сократилась почти вдвое, до 2,9 млрд руб., чистая прибыль упала втрое, до 3,6 млн руб., следует из данных «СПАРК-Интерфакс». Более поздние данные не опубликованы.
Константин Ощепков через ООО «Центр-инвест» и ООО «Центр-Торг» также владеет ООО «Ижкор» (зарегистрировано в ноябре 2022 года), на которое зарегистрирован домен сайта «Корпорации "Центр"». ООО «Центр-Торг» принадлежит ООО «К-Центр». За десять лет существования последней компании оно получило 47 исков, 45 из которых поданы за последние три года. Из них 32 дела касаются исполнений обязательств по договорам на общую сумму 280 млн руб.
В «М.Видео-Эльдорадо» на вопрос о намерении выкупить договоры аренды «Корпорации "Центр"» сообщили лишь, что намерены в этом году открыть не менее ста новых магазинов по всей стране: «Компания ориентируется на поиск удобных для клиентов локаций у арендодателей, которые предлагают экономически выгодные условия и имеют высокий трафик».
Тенденция ухода торговых сетей с рынка электроники «наблюдается не первый год и касается не только региональных, но и федеральных сетей», говорит представитель ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники РАТЭК (входят Samsung, DNS, Huawei и др.) Антон Гуськов.
Он приводит в пример такие сети, как «Техносила» и Media Markt, которые исчезли с российского рынка.
Господин Гуськов добавляет, что после ухода крупных производителей электроники из России далеко не все сети смогли наладить собственную дистрибуцию или заключить выгодные партнерства с поставщиками: «Нестабильность курса валют также сильно сказалась на выручке компаний, поэтому федеральные сети электроники потихоньку вытесняют региональные, которым все сложнее конкурировать. Тенденция может продолжиться».
В то же время, уточняет господин Гуськов, можно увидеть и «обратные случаи, когда региональная сеть выходит на федеральный уровень, как, например, сделала DNS».