Уже патриотичные, а будут — эффективные
Для органов местного самоуправления разрабатывают критерии оценки
Для органов местного самоуправления (МСУ), как ранее и для губернаторов, разрабатываются ключевые показатели эффективности (КПЭ). Об этом в среду подробно рассказывали делегатам шестого съезда Всероссийской ассоциации развития местного самоуправления (ВАРМСУ), особенно упирая на то, что внедряемая система пойдет на пользу самим муниципалам — например, именно через нее будет в дальнейшем осуществляться «справедливое вознаграждение» их работы. Да и в любом случае от КПЭ уже не уйти, ведь политическое решение о синхронизации управления на разных уровнях было принято еще тогда, когда в Конституции записали, что МСУ входит в единую систему публичной власти, объясняли спикеры.
По пути на съезд, проходивший в военно-патриотическом парке «Патриот», делегаты могли полюбоваться Главным храмом Вооруженных сил и образцами военной техники, а почти перед входом их встречали фигуры с автоматами, издалека выглядевшие как живые. «Вежливые люди»,— гласила табличка рядом с ними. На самом мероприятии не обошлось без разговоров о патриотизме (по версии одного выступившего на съезде высокого чиновника, патриот — это тот, у кого дети-патриоты), а также без апелляции к общей цели, состоящей в «величии России».
Но главная тема обсуждения оказалась более конкретной: разрабатываемые для МСУ ключевые показатели эффективности. О них рассказала управляющий партнер группы компаний Detech Светлана Симоненко. Напомним, что аналогичные КПЭ есть для губернаторов, они закреплены президентским указом.
Все представленные критерии пока находятся в стадии обсуждения и разделены на пять блоков: общество, среда для жизни, экономика, человеческий капитал, качество управления.
У каждого критерия одинаковый вес в 20%. Представители МСУ в ходе обсуждения отмечали, что, прежде чем вводить такую оценку, надо сразу пояснить, что «им за это будет». Светлана Симоненко и сопредседатель ВАРМСУ Ирина Гусева неизменно отвечали, что принципиальное решение о «справедливом вознаграждении» муниципалитетов уже принято, но для него как раз и нужны «прозрачные критерии».
В каждом блоке есть как обязательные, так и дополнительные показатели, которые могут вводиться руководством региона в зависимости от приоритетности задач в рамках общей стратегии развития. Так, обязательные критерии блока «Общество» — это уровень доверия к власти (президент, губернатор, глава муниципального образования), добровольческая активность жителей, меры ее поддержки со стороны муниципалитета, а дополнительные — индекс лояльности (насколько люди хотят жить в этом регионе и порекомендовали бы переехать сюда своим друзьям и родственникам) и стимулирование инициативы. Как пояснила госпожа Симоненко, последний показатель дает информацию о том, «насколько привлечено больше средств на вложенные деньги самих жителей»: «То есть это связано с инициативным бюджетированием и вовлечением жителей в благоустройство».
Обязательные показатели в блоке «Среда для жизни» — комфортная и безопасная среда и качество дорог, опциональные — улучшение жилищных условий, транспортная доступность, удовлетворенность людей транспортной доступностью. В блок «Человеческий капитал» входят динамика численности населения, уровень образования и здоровый образ жизни (обязательные), развитие талантов, культурное развитие и удовлетворенность населения качеством образования (дополнительные).
Отдельно Светлана Симоненко остановилась на «Качестве управления»: «Это новый блок, который представляется очень важным, дает возможность проявить гибкость и необходим в синхронизации работы».
В обязательном порядке он будет оцениваться по профессионализму команды и решению проблем населения. Дополнительно же будут смотреть на системность планирования, качество коммуникации с населением, цифровую зрелость, удовлетворенность людей качеством муниципального управления. Первый критерий будет зависеть от наличия стратегии социально-экономического развития или актуального плана комплексного развития: хотя вроде это несложно, многие стратегии на практике оставляют желать лучшего, пояснила докладчик. Эти планы должны соотноситься с аналогичными документами региона и прилегающих территорий, отметила госпожа Симоненко: «Чтобы исключить ситуации, когда два крупных спортивных центра построены через дорогу, и оба пустые».
Представители МСУ на это возражали, что все регионы разные, в том числе и по наличию средств, и нельзя их оценивать по одним критериям. «Это вопрос единого вертикального управления. Это вопрос политический. Мы уже объявили и в Конституции записали, что органы МСУ входят в систему единой публичной власти»,— была неумолима Светлана Симоненко. «Если мы будем говорить, что у нас все плохо и караул, то ситуация не сдвинется. Нам нужно начинать: слово, дело и результат»,— наставляла Ирина Гусева. Под занавес госпожа Симоненко даже задала делегатам «классную работу» и «домашнее задание»: подумать, что нужно сделать для получения правдивых данных для КПЭ, и попытаться ретроспективно оценить свою прошлую работу по этим показателям.
Перед делегатами съезда также выступил заместитель гендиректора АНО «Диалог Регионы» Андрей Цепелев. Он рассказал о значении интернета (хочет этого кто-то или нет, но люди все больше черпают информацию именно оттуда), о том, как с помощью госпабликов «окружать людей заботой», и о значении правильного позиционирования. В 2018 году три действующих губернатора проиграли выборы в том числе из-за неправильного образа, вспоминал господин Цепелев: они вели себя как хозяйственники, но сейчас это уже не то, чего хотят люди. «Крепкий хозяйственник — это тот, кто говорит: "Меня начальство поставило, я сейчас буду работать, вам знать лишнего не надо, вам сообщат о результатах". Так удобно было делать в 2000-е годы, когда быстро росла экономика… Сейчас у людей чуть другие запросы — на пресловутую искренность, на эмоции, на умение честно поговорить»,— продемонстрировал пример искренности Андрей Цепелев.