«Вектор с правительством у нас один»
Юрий Борисовец – о работе фракции «Единая Россия»
На этой неделе 30 лет исполняется Законодательному собранию Пермского края. В краевом парламенте работает несколько депутатов-старожилов, чья политическая карьера началась на рубеже веков. Один из них – глава фракции «Единая Россия» Юрий Борисовец. В интервью он рассказал о том, что поменялось в работе парламента, какие принципы работы исповедуют единороссы и какие отношения у главной фракции парламента сложились с краевым правительством.
– Законодательному собранию Пермского края исполняется 30 лет. За это время была проделана огромная работа по созданию нормативно-правовой базы для успешного развития региона. Какие итоги работы всех пяти созывов парламента можно сейчас подвести? Что менялось в течение этих лет?
– Наша страна за это время поменялась, соответственно изменилось и заксобрание. Изменилось многое. Взять хотя бы местное самоуправление. Сначала его создали, отделили его от подчинения органов госвласти, дали полномочия. Но в итоге вернули муниципалитеты в вертикаль власти. Без взаимопонимания глав регионов и мэров территории развиваться не будут. Сейчас конфликты между ними уходят на второй план, центр принятия решения теперь один – губернатор, все ресурсы в субъекте РФ. Я считают, что отношения органов госвласти и местного самоуправления сейчас налаживаются, что не может не радовать.
Законодательное собрание в этом процессе активно участвует. Мы занимаемся формированием правовой базы. Соответственно, видим, как меняются полномочия, в том числе и губернаторов. Начинали с генерал-губернаторов: они имели вторую подпись всех силовиков. Сейчас функции изменились: глава региона – это чистый хозяйственник с определенными политическими функциями.
– Если сравнить заксобрание образца двадцатилетней давности, когда вы первый раз избрались в него, и сейчас, какие основные изменения?
– Во-первых, оно изменилось количественно. Было 40 депутатов, с объединением с Коми-округом стало 60. Надо признать, что 60 – это еще немного. Были в РФ регионы, где и по 200 депутатов заседало.
Во-вторых, появились партийные фракции. Их появление, я считаю, оправданно: электорат стал формировать свои предпочтения не только исходя из того, что « это депутат от территории у дома, мы его знаем», но и у него и политическая культура появилась.
С появлением партий изменился весь формат работы парламента. Сейчас он проходит в основном через работу фракций. У всех партий, представленных в ЗС, свои задачи. Задача фракции «Единой России», которую я возглавляю, работать с правительством в единой связке. Наша функция – центристская.
Это не значит, что члены фракции «Единая Россия» со всем соглашаются, но вектор с правительством у нас один.
– Как идет взаимодействие с другими фракциями?
– Работа остальных фракций зависит от погоды на улице. У них все происходит по-разному. Почему некоторые партии систематически не голосуют за бюджет? Это не свидетельство того, что он им не нравится. Хоть какой будет бюджет, они все равно будут против. Потому что есть федеральная установка: «бюджет не поддерживать». По сути, если ты партийный депутат, но проживаешь в Пермском крае, то, голосуя против бюджета, чего добиваешься? Чтобы остановилось развитие Пермского края? Его непринятие ведет к тому, что расходные полномочия и бюджетные обязательства будут осуществляться по 1/12 от сметы. А это остановка всех программ развития инфраструктуры, социальных проектов. Хорошая позиция!
– Таким образом, вы принимаете решения без учета мнения других фракций?
– «Единая Россия» может в одиночку принять решение. Но перед фракцией задача так не стоит. Мы согласны работать со всеми инициативами – как отдельных депутатов, так и фракций. Главное, чтобы инициативы были конструктивны. Иногда инициаторы законопроектов хотят выдать желаемое за действительное, без детальной проработки. Вот понравилась какая-то инициатива, и сразу пошла в законопроект. Из опыта могу сказать, что не все так очевидно, как кажется сразу. Мы во фракции даже своим депутатам рекомендуем без проработки не соваться. Бывает, казалось бы, очевидные вещи прописываются в проекте, но когда начинаешь их разрабатывать, оказывается все совсем не так.
– Скептики пишут, что краевой парламент перестал быть местом для дискуссий. Так ли это?
– Мое глубокое убеждение: пленарное заседание – не место для дискуссий. Когда на пустом месте возникает публичное шоу – ничего хорошего в этом не вижу. Моя позиция, думаю, она совпадает с точкой зрения руководителей края: надо все решать «до». Когда депутаты приходят на пленарное заседание и не знают, каким будет решение – это не хорошо для региона. Это скорее минус, если решение необдуманное. Оно идет не на благо развития региона.
Пар выпускать можно на любой из площадок парламента: пожалуйста, комитеты проходят раз в месяц от пленарки до пленарки. Поверьте, у всех депутатов есть инструменты доказывать свою правоту, и никто их не лишает.
– Сколько в среднем у депутатов уходит времени на проработку законотворческой инициативы?
– Я думаю, полгода. Сначала возникает сама инициатива, потом под нее делается экономическое обоснование. Затем предварительно идет проработка ее с правительством региона. Наконец, после этого инициатива должна пройти все комитеты, получить заключения управления экспертизы и аналитики, различные исследования. Потом два пленарных заседания. Если инициатива – актуальная и необходимая, процесс идет быстрее.
– В последнее время стало мало резонансных инициатив. В прошлые годы вы рассматривали переход на московское время, вето губернатора на алкогольный закон.
– Одним из дискуссионных вопросов, который обсуждало наше законодательное собрание, был вопрос о переходе Прикамье на московское время. Было это во время президентства Дмитрия Медведева. Тогда на федеральном уровне обсуждалась инициатива сокращения часовых поясов.
Среди различных вариантов был и такой, когда Москва переходила в пояс минус один час. Таким образом, если бы и Пермский край перешел в этот часовой пояс, то жители региона стали бы жить в одном часовом поясе с москвичами, что гораздо удобнее. Но на федеральном уровне было принято решение ничего не менять со временем в Москве, и тема оказалась закрыта.
Зачем нам московское время? В Пермском крае не хватает светового дня: жители должны просыпаться с рассветом. Если они просыпаются до рассвета, то не высыпаются. Московское время помогло бы пермякам вставать с рассветом и высыпаться.
– Как принимаются решения внутри фракции «Единая Россия»?
– Мы живем по положению. Решение принимается только большинством голосов. Нельзя сказать, что дискуссий нет. Если депутаты руки поднимут и решение не пройдет, значит голосования на пленарном заседании не будет. Этот аспект понимают в том числе и в правительстве. Есть консолидированное «за», но бывает и консолидированное «против». И времена губернатора Виктора Басаргина это доказали. Тогда чиновники заходили в парламент с инициативой за одним решением, а получали другое. Все в «Единой России» реально. Поэтому чиновники, когда приходят с инициативой, должны понимать, что ситуация может быть и обратная.
– Для выработки консолидированного решения много копий ломаете?
– Смотря какой вопрос. Есть очевидные вещи, а есть дискуссионные. В этом созыве пока таких резких вопросов не видел. Правительство вполне квалифицированно представляет свои инициативы.
– Оцените сотрудничество с краевыми властями, в целом отношения с правительством.
– Считаю, что оно конструктивное и есть полное понимание. Команда профессиональная, это видно. В принципе по городу видно. По дорогам видно. По подходам. Я думаю, для избирателей понятно, что есть позитивные изменения. Потому нет у нас недопонимания. Пока хорошо все.
– Сейчас и глава региона вступил в «Единую Россию».
– Это приятный процесс, это еще лучше. Но я еще раз хочу подчеркнуть: наша близость к власти еще не означает, что фракция соглашается со всеми решениями всех ведомств. Дискуссий идет очень много. Вы, наверное, заметили, какие скучные проходят пленарные заседания в последний созыв заксобрания. Уже нет корреспондентов в холле, никто никого не ловит и ничего не ждет. На самом деле это показатель качественной работы законодательного собрания. Все вопросы решаются на комитетах и заседаниях фракции, и никто из пленарного заседания не делает «шоу». Поэтому «пленарки» проходят довольно быстро. Это очень хорошо.
– Такие отношения были не всегда?
– Вспоминается второй созыв заксобрания Пермского края 2011–2016 годов, когда губернатором был назначен Виктор Басаргин. Тогда не было понимания между губернатором и фракцией по всем ключевым вопросам. Сейчас не так.
– Из 60 депутатов не более 20 получают зарплату и считаются профессиональными депутатами. Нужно ли делать 100% профессиональных депутатов? Вы за профессиональных депутатов?
– Мое мнение: все-таки коллективный орган – больше про людей, а не про зарплату. Привязать депутата зарплатой, чтобы он профессионально работал – это не выход. Качество работы депутата определяется от его подхода к избирателям, как он работает на территории, как выстраивает отношения с электоратом, как он ответственно подходит к своим обязанностям.
Кроме того, неосвобожденные депутаты – это директора заводов, директора школ, они из реального сектора и знают проблемы людей лучше. Считаю, что в законотворческий процесс они могут принести много полезного. Зачем превращать депутатов в законотворческий персонал, в своего рода чиновников? Не надо пытаться чинить то, что хорошо работает. И не стоит забывать, что дополнительные депутатские ставки – это нагрузка на бюджет.