Лечебное питание не помогает при аресте
Здоровье поставщика архангельских больниц не справляется с условиями СИЗО
Как стало известно «Ъ», в Третий кассационный суд общей юрисдикции поступила жалоба на арест известной в Архангельской области предпринимательницы, руководителя ООО «Трест столовых», поставляющего лечебное питание практически во все медицинские и социальные учреждения региона, Юлии Федоровой. Женщина обвиняется в мошенничестве и неправомерном обороте средств платежей. По версии следствия, компания госпожи Федоровой поставляла заказчикам продукты, в которые не были включены сухие белковые композитные смеси, чем причинила ущерб бюджету в несколько десятков миллионов рублей. Защита указывает, что подследственная не нарушала установленных норм изготовления лечебного питания, зато за месяц пребывания в СИЗО состояние ее собственного здоровья стало близким к критическому — резко обострились диагностированные у нее серьезные заболевания. Помощь психолога понадобилась и ее малолетним дочерям. Адвокат обвиняемой настаивает на изменении меры пресечения своей подзащитной.
Уголовное дело о мошенничестве в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ) и неправомерном обороте средств платежей (ч. 1 ст. 187 УК РФ) было УВД по Архангельской области возбуждено 11 марта нынешнего года. В нем речь идет о периоде с 2015 по 2020 год, когда госпожа Федорова еще не являлась генеральным директором компании. По версии следствия, в это время ООО «Трест столовых», бенефициаром которого следствие считает госпожу Федорову, при поставках лечебного питания медицинским и социальным учреждения региона не включало в его состав сухие белковые композитные смеси. Средства же, направленные на их закупку у других фирм, на сумму несколько десятков миллионов рублей, следствие посчитало похищенными.
Уже через два дня после возбуждения дела, 13 марта 2024 года, Юлия Федорова была задержана, ей предъявили обвинение, а Ломоносовский суд Архангельска по ходатайству следствия избрал ей меру пресечения в виде содержания под стражей, которая позже апелляционной инстанцией облсуда была оставлена без изменения.
Защита в суде указывала на необоснованность не только доводов следствия: что, оставаясь на свободе, Юлия Федорова может скрыться, оказать давление на свидетелей или уничтожить доказательства по делу, но и самого уголовного преследования предпринимательницы. Кроме того, настаивала адвокат обвиняемой, при задержании предпринимательницы были допущены многочисленные нарушения закона.
В частности, как отмечала адвокат Мария Корчагина, добавление сухих белковых композитных смесей в лечебное питание не являлось обязательным, а было на тот момент, о котором идет речь в деле, лишь рекомендованным Минздравом.
В некоторых случаях эти смеси противопоказаны пациентам, и многие контракты, заключенные компаниями Юлии Федоровой, их добавление не предусматривали. Тем не менее следствие включило в сумму ущерба стоимость сухих белковых композитных смесей для тех категорий граждан, которым их добавлять в питание было категорически запрещено, например, когда речь шла о кормлении беременных женщин или детей. «При этом все поставки без исключения проверялись заказчиком, снимались пробы, и никогда не поступало нареканий. Все контракты исполнялись»,— отметила адвокат Корчагина.
В своей кассационной жалобе защита указывает на то, что суды первой и апелляционной инстанций не учли всех обстоятельств дела, а также личности самой обвиняемой, многодетной матери, которая не только многократно на разных уровнях награждалась за свою деятельность, а ее компания признавалась лучшей в различных конкурсах, но и на свои средства восстановила санаторий, где реабилитацию сейчас бесплатно проходят в том числе участники СВО.
Одним из основных доводов защиты в пользу смягчения меры пресечения является резкое ухудшение состояния здоровья Юлии Федоровой за месяц пребывания в следственном изоляторе. По словам адвоката Марии Корчагиной, ее доверительница страдает целым рядом опасных заболеваний, которые суды не учли, хотя соответствующие документы им были представлены. Уже после задержания госпожу Федорову, по словам адвоката, дважды доставляли в Архангельскую областную клиническую больницу в связи с резким обострением урологического заболевания, влекущего угрозу жизни. Тем не менее, установив катетер, предпринимательницу вновь отправили в СИЗО, пока у нее не началось кровотечение. «Несмотря на то что сотрудники медицинской части изолятора не смогли установить причину кровотечения, они ограничились тем, что удалили катетер, и не назначили и не провели обследования, а также не вернули ее в больницу»,— сказала адвокат.
По словам госпожи Корчагиной, у ее подзащитной ранее были диагностированы уточненное поражение сосудов головного мозга, заболевания кишечника и урологическое заболевание.
В СИЗО она неоднократно обращалась в медицинскую часть с жалобами на сильные головные боли и помутнение сознания, но врач, по словам адвоката, ей не помог: арестованной выдали таблетку, от которой ее состояние лишь стало хуже.
«Все это свидетельствует о том, что состояние здоровья Юлии Федоровой в условиях следственного изолятора резко ухудшается, а квалифицированную медицинскую помощь там не могут ей оказать»,— резюмировала Мария Корчагина.
Адвокат надеется, что кассационная инстанция при рассмотрении жалобы, а также Ломоносовский суд Архангельска — на следующем заседании по вопросу о мере пресечения — учтут доводы защиты и назначат предпринимательнице Юлии Федоровой домашний арест, запрет определенных действий или залог.