Не последнее китайское предупреждение
Ольга Никитина об осторожности автоконцернов из КНР
Растиражированная китайская пословица гласит: «Не говори, если это не изменит тишину к лучшему». Возможно, этой мудростью сегодня руководствуются топ-менеджеры китайских автомобильных концернов, когда речь должна идти о работе на российском рынке.
Прошедший в конце апреля Пекинский автосалон собрал большие делегации российских дилеров и клиентов буквально каждого китайского автомобильного бренда, присутствующего в России. Мероприятие посетила и большая группа журналистов из РФ, которые в том числе рассчитывали на общение с представителями местного автопрома. Но, как оказалось, зря.
За день до начала автосалона мне и моим коллегам стало известно, что спикеры из штаб-квартир китайских автомобильных брендов давать интервью не готовы. Для многих это поставило под вопрос весь смысл командировки, ведь пообщаться с российскими топ-менеджерами китайских компаний можно и в Москве.
Поначалу я списывала такой подход на склонность бизнеса КНР к закрытости. Однако, как оказалось, этим желание китайских автопроизводителей избегать ассоциаций или упоминания с РФ не ограничивается. В группе Chery, к примеру, привлекать внимание к работе в России не хотели настолько, что в официальных презентациях российский рынок не фигурировал вообще. Несмотря на лидерские позиции Chery в продажах в стране. При этом презентации содержали фотографии российских блогеров и автосалонов, которые выдавались за фотографии из стран ЕС, куда Chery тоже активно заходит.
Такая осторожность может быть не беспочвенна. Накануне Пекинского автосалона, 17 апреля, республиканец Майк Галлахер внес в Конгресс США законопроект No Limits Act, который требует от определенных китайских компаний прекратить работу в РФ в течение 180 дней под угрозой санкций США. В проекте перечислялись Chery, Haval с головной структурой Great Wall и Changan. По словам моих источников, законопроект наделал много шума в российских офисах китайских брендов. Звучали даже слова, что российского потребителя лишают возможности выбора, то есть оставляя только с АвтоВАЗом.
Вероятность такого исхода пока, конечно, невелика. В адвокатском бюро NSP, к примеру, отмечают, что предлагаемые меры могут вызвать ответ Китая, и даже в случае принятия исполнение может срываться. Но в том, что китайские автоконцерны не будут нарушать тишину в планах развития в России, можно не сомневаться. Некоторых российских потребителей это заставит поволноваться относительно присутствия той или иной марки в стране. Но пока китайские автопроизводители могут зарабатывать в России, новинки обещают довозить, а скидки сохранять.