Компенсации — дело техники
Продавцы жалуются на мошеннические схемы
Ритейлеры просят Минпромторг и Генпрокуратуру разобраться с мошенниками, которые преднамеренно портят технику, а затем получают компенсации через суд. Участники рынка говорят, что рассматриваются сотни таких дел, а общая сумма требований к крупнейшим ритейлерам только за 2023 год превысила 1 млрд руб. Проблема может быть связана с уходом зарубежных производителей и «периодом кризиса или нестабильности», полагают эксперты. Профильные ассоциации предлагают ужесточить требования к экспертизе товаров, на основании которой граждане получают компенсации. Юристы считают, что у ритейлеров уже есть все необходимые правовые инструменты для борьбы с мошенниками.
“Ъ” ознакомился с письмом Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ; включает Wildberries, Ozon, «Яндекс Маркет» и т. д.) в Минпромторг от 16 апреля. Ассоциация просит провести совещание с представителями Генпрокуратуры о случаях злоупотребления законом о защите прав потребителей из-за «недобросовестного использования положений законодательства для извлечения максимальной материальной выгоды».
В письме говорится, что граждане намеренно выводят из строя электронику, а затем обращаются к продавцам за гарантийным требованием, предоставляя «недостоверные заключения о наличии производственного недостатка в товаре». В АКИТ уточняют, что сумма, которую получили мошенники только за 2020–2022 годы, может достигать 7,5 млрд руб. “Ъ” направил запрос в Минпромторг.
В «М.Видео-Эльдорадо» подтверждают проблему и добавляют, что количество дел против торговых сетей может исчисляться сотнями. В МТС рассказывают, что «наиболее проблемными территориями являются регионы Поволжья». В «Вымпелкоме» подчеркивают, что схема «приобрела шокирующие масштабы и превратилась в миллиардный бизнес».
Источники “Ъ” среди крупных продавцов говорят, что общая сумма исков за 2023 год к пятерке ведущих профильных ритейлеров («М.Видео-Эльдорадо», DNS, «Ситилинк», МТС, «МегаФон», «Вымпелком») превысила 1 млрд руб.
«Для решения проблемы необходимо в том числе изменить закон о защите прав потребителей и установить четкую регламентацию статуса экспертов. Список предложений уже готовится участниками рынка»,— считают в «М.Видео-Эльдорадо». В «Ситилинке» не ответили на запрос.
Президент АКИТ Артем Соколов рассказывает, что из-за таких мошеннических схем бизнес вынужден закладывать многомиллиардные издержки в стоимость товара.
«Судебная практика в конкретных регионах такова, что суды встают фактически на сторону юристов-мошенников, действующих под видом потребителей. Например, в Самаре число исков о бракованных смартфонах Samsung и Apple превышало их количество в Москве. Такое впечатление, что в этом регионе скапливается весь мировой брак»,— отмечает господин Соколов.
«В периоды кризисов или нестабильности традиционно увеличивается количество исков о защите прав потребителей. С одной стороны, это покупатели, которые более трепетно относятся к приобретаемым товарам, с другой — количество мошеннических обращений тоже растет»,— объясняет глава «Общественной потребительской инициативы» Олег Павлов. Раньше иски подавались в том числе к поставщикам техники, а после их ухода из РФ мошенники переключились на ритейлеров, добавляет он.
Господин Павлов говорит, что предложения по изменению закона о защите прав потребителей касаются регулирования экспертизы товаров: «Сейчас нет жестких требований к эксперту, его квалификации, методике работы и оборудованию, а их появление может решить проблему».
Партнер юрфирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Горбунов поясняет, что ритейлеры могут предоставлять контрзаключения или ходатайствовать о назначении экспертизы судом. По мнению советника уголовной практики адвокатского бюро БВМП Екатерины Грузинской, решить проблему может «ограничение круга тех, кто может подобную экспертизу проводить». Например, можно закрепить в законе правило о проведении такой экспертизы только в аккредитованных экспертных учреждениях, а не у частных специалистов, полагает управляющий партнер компании «Альтависта» Владимир Воронин.
В других изменениях законодательства, связанного с защитой прав потребителей, Екатерина Грузинская не видит необходимости: «Ритейлеры уже имеют достаточный набор правовых механизмов, чтобы оградить себя от злоупотреблений граждан». «По закону потребитель может претендовать максимум на возмещение стоимости товара, взыскание неустойки и штрафа. Итого тройная стоимость товара плюс возможные судебные издержки»,— говорит Дмитрий Горбунов. По его словам, «потребительский экстремизм обсуждается уже длительное время, и пока неясно, какие именно решения проблемы видят ритейлеры, но не факт, что они будут приняты и реализованы».