В обход за президентом

Регион хочет получить деньги на строительство дорог по новому нацпроекту

В министерстве транспорта Нижегородской области намерены получить средства на завершение строительства автомобильных обходов Нижнего Новгорода и стройку обхода Балахны, рассчитывая на реализацию послания президента, заявившего о строительстве в России 50 обходов городов в течение ближайших шести лет. Под разработку нового нацпроекта региональные власти решили просить федеральное финансирование, так как поданные еще в 2022 году концессионные инициативы по многомиллиардным дорожным проектам пока не завершились заключением соглашений с частными партнерами. Ответов на заявки региональные власти ждут к осени.

Фото: Артемий Шуматов, Коммерсантъ

Нижегородские власти надеются получить федеральное финансирование на строительство крупных дорожных проектов при реализации послания Владимира Путина Федеральному собранию. В феврале президент упомянул о необходимости построить в ближайшие шесть лет 50 обходов городов.

Как рассказал в областном заксобрании первый заместитель нижегородского министра транспорта и автодорог Андрей Ермолаев, на рабочих группах Госсовета сейчас проходит обсуждение реализации президентского послания. «Буквально вчера на рабочей группе по транспорту Минтранс РФ предложил макет нового нацпроекта, в том числе по безопасным и качественным дорогам. Мы подали свои предложения, чтобы до 2026 года завершить строительство Южного обхода Нижнего Новгорода. Пока мнение федералов такое, что все деньги были потрачены на строительство магистрали М-12 ”Москва — Казань”, поэтому проект нашего обхода сдвинут за рамки 2026 года. Но наш вопрос будут рассматривать», — пообещал чиновник.

Замминистра также напомнил, что ранее Нижегородская область попросила субсидию почти в 10 млрд руб. на строительство автомобильного обхода Балахны.

Изначально регион запрашивал эти деньги как капитальный грант для софинансирования возможного ГЧП со структурами «БТС-Мост» и Газпромбанка. Еще в сентябре 2022 года они выходили с частными концессионными инициативами по строительству обходов Нижнего Новгорода и Балахны. Однако до сих пор заявители и правительство Нижегородской области не договорились по финансовой модели. Поэтому, по словам Андрея Ермолаева, региональный минтранс теперь просит субсидию на обход Балахны не как грант, а «чистым рублем», чтобы в дальнейшем иметь возможность заключить госконтракт на строительство дороги.

Что касается проектирования и строительства трех этапов Восточного обхода Нижнего Новгорода, включая капиталоемкий мост через Волгу, областные власти также рассчитывают на то, что получится профинансировать этот проект в рамках реализации президентского послания. Два года назад стоимость двух обходов Нижнего Новгорода потенциальные концессионеры оценивали в 170 млрд руб., а обхода Балахны — в 23 млрд.

Андрей Ермолаев также упомянул начавшееся строительство дороги-дублера проспекта Гагарина в Нижнем Новгороде с мостом через Оку по концессионному соглашению с ДСК «Автобан». По словам чиновника, они запросили для этого ГЧП капитальный грант в 20 млрд руб., эта заявка уже прошла защиту в Росавтодоре и направлена на рассмотрение комиссии Минтранса РФ.

Пока в федеральную адресную инвестпрограмму (ФАИП) включены, помимо обхода Балахны, два объекта. Это реконструкция участка дороги Владимир — Муром — Арзамас со строительством путепровода через железную дорогу и строительство автодороги от поселка Выездное до железнодорожной станции Арзамас-1.

По словам замминистра, они просят дополнительное финансирование для того, чтобы сдвинуть сроки ввода арзамасских объектов с 2026 года на 2024–2025 годы.

Председатель комитета по транспорту Владимир Солдатенков спросил, когда ждать результатов по заявкам Нижегородской области на софинансирование по новому нацпроекту. Ему ответили, что определенность появится ближе к осени — в рамках планирования бюджета на 2025 год. Депутаты также попросили минтранс объяснить, почему не удалось договориться с частными инвесторами по концессии на строительство обхода Балахны.

По словам депутата Евгения Бабаева, у него есть ощущение, что этот проект «задвинули в дальний угол», хотя местные жители уже согласны и на платный вариант дороги, а стоимость ее строительства растет с каждым годом. Однако Андрей Ермолаев заметил, что в текущих условиях ГЧП по обходу Балахны невозможно: его финансовые условия не выгодны ни частному концессионеру, ни Нижегородской области.

Роман Кряжев

Вся лента