И нашим — республиканцам, и вашим — демократам
В законопроекте о помощи Украине спикер Палаты представителей Майк Джонсон попытался удовлетворить всех
Спикер Палаты представителей Майк Джонсон анонсировал рассмотрение законопроектов о финансировании союзников США в субботу, 20 апреля. Представленные им документы по обозначенным суммам повторяют ранее принятый Сенатом единый законопроект о поддержке Украины, Израиля и Тайваня. Тем не менее в случае с помощью Киеву предложение господина Джонсона наполнено нюансами, которые должны были хотя бы отчасти задобрить республиканцев, сомневающихся в целесообразности дальнейшей поддержки Украины. Несмотря на то, что спикер явно постарался учесть ряд пожеланий своих республиканских коллег, внесенная им инициатива больше пришлась по душе Белому дому. Крайние же консерваторы остались непреклонны и пообещали всячески противостоять принятию данного документа и непосредственно Майку Джонсону.
Деньги под отчеты
Когда два месяца назад Сенат принял законопроект о финансировании союзников на $95 млрд, Майк Джонсон сразу же заверил, что Палата представителей под его руководством никогда не одобрит подобный документ. Республиканец тогда посетовал, что заниматься разработкой пакета помощи придется теперь ему и республиканцам в Палате представителей, поскольку сенаторы упустили множество важных моментов. 17 апреля господин Джонсон наконец представил свои предложения по поддержке союзников, заранее предупредив, что единый документ будет разделен на четыре отдельных законопроекта.
Однако из текстов инициатив выяснилось, что суммарно три из четырех законопроектов, предусматривающих по отдельности помощь Украине, Израилю и Тайваню, совпадают с ранее одобренным Сенатом документом и предполагают выделение из американского бюджета тех же $95 млрд. В частности, $26,4 млрд — Израилю, $60,8 млрд — Украине и $8,1 млрд — на противостояние Китаю в Индо-Тихоокеанском регионе, в центре которого помощь Тайваню.
Вместе с тем спикер внес в текст законопроектов некоторые правки, которые отличают их от единого документа, одобренного Сенатом. Особенно это касается законопроекта по Украине.
- Так, больше трети из выделенных $60,8 млрд — $23,2 млрд — пойдут на пополнение запасов оружия и боеприпасов для армии США взамен поставленного Украине из арсеналов Пентагона.
- Кроме того, $11,3 млрд могут быть выделены на «текущие военные операции США в регионе». Как пояснило агентство Reuters, у США нет войск на территории Украины, однако Пентагон тренирует украинских военных в странах региона и поддерживает боеготовность и американское присутствие по всей Европе.
- Еще $13,8 млрд Минобороны США сможет использовать для заключения контрактов с американскими оборонными компаниями для предоставления Киеву нового вооружения и оборудования.
- Наконец, $1,6 млрд уйдут на гранты, которые может выделить президент США, для покупки оружия в рамках программы Foreign Military Financing.
Помимо этого, $26 млн предлагается выделить для обеспечения надзора и подотчетности помощи, предоставляемой Украине, $5 млн — Госдепартаменту для «администрирования» оказываемой поддержки, $300 млн — погранслужбе Украины для борьбы с наркотрафиком, а также $100 млн в поддержку программ разминирования, борьбы с терроризмом и нераспространением оружия массового уничтожения.
В законопроекте также содержатся требования к администрации президента Джо Байдена, которая после принятия документа должна в течение 30 дней предоставить Конгрессу отчет обо всех вооружениях и финансах, которые были отправлены Украине с 24 февраля 2022 года, а в течение 60 дней — отчет, как все это время осуществлялся контроль за передаваемым оружием. Появился в документе и пункт, требующий от администрации в течение 45 дней положить на стол перед законодателями многолетнюю «стратегию поддержки Украины», содержащую «конкретные цели», которых намерен добиться Вашингтон.
Эти «нефинансовые» пункты предложения Майка Джонсона были продиктованы критикой со стороны республиканцев в адрес администрации за бесконтрольную, по их мнению, помощь Киеву и отсутствие понимания финальной точки конфликта на востоке Европы.
Примечательно, что от Джо Байдена также требуется «как можно быстрее» передать Украине дальнобойные ракеты ATACMS, от чего нынешняя администрация упорно отказывается, опасаясь спровоцировать эскалацию с Россией.
Ряд республиканцев — из противоположного крайним консерваторам лагеря — последний год критиковали Белый дом за такую позицию по ATACMS и призывали срочно поставить Киеву эти ракеты. Однако данный пункт лишь на первый взгляд выглядит жестким, поскольку на деле позволяет президенту отложить передачу ракет, если подобное решение «будет вредить интересам национальной безопасности США».
Между тем главное отличие плана господина Джонсона от одобренного Сенатом законопроекта содержалось в невоенной части поддержки Украины. Как ранее и предлагал экс-глава Белого дома и нынешний кандидат в президенты от республиканцев Дональд Трамп, часть денег Вашингтон может предоставить Киеву в кредит. Так, на экономическую помощь Украине документом будет выделено $9,5 млрд, из которых $1,5 млрд могут пойти на различную экономическую помощь Киеву и пострадавшим из-за конфликта странам, а $7,8 млрд — на прямую бюджетную поддержку, при этом строго исключающую выплату пенсий.
Эта часть законопроекта обязывает администрацию США заключить соглашение с правительством Украины о возврате денег, выделенных на экономическую поддержку. Правда, Дональд Трамп, выдвигая предложение давать Киеву средства в кредит, отмечал, что Вашингтон может простить долг, если Украина окажется не в состоянии его выплатить. Майк Джонсон, недавно встречавшийся с господином Трампом, эту позицию экс-президента также учел. Законопроект позволяет главе Белого дома после выборов, намеченных на 5 ноября, списать 50% задолженности по кредитам, начиная с 15 ноября. А с 1 января 2026 года американский лидер вправе и вовсе простить Украине всю сумму, аргументировав свое решение перед Конгрессом и заручившись поддержкой законодателей.
Довольны не те и не все
Примечательно, что Белый дом, настаивавший ранее на принятии исключительно одобренного Сенатом единого документа, неожиданно принял план Джонсона. Когда стало известно содержание законопроектов, администрация США выпустила заявление, в котором утверждалось, что Джо Байден их «решительно поддерживает». В случае принятия документов Конгрессом президент США пообещал «немедленно подписать» законопроекты о помощи Украине, Израилю и Тайваню.
В то же время крайних консерваторов законопроекты от Майка Джонсона, несмотря на его попытки учесть некоторые их пожелания, не устроили.
Одна из главных претензий — отсутствие в законопроектах мер по укреплению безопасности на южной границе США, которые были ключевым условием республиканцев для выделения денег Киеву.
Однако и сам факт выставления на голосование помощи Украине вызвал серьезные нарекания. Не помог даже четвертый законопроект Майка Джонсона — «пакет республиканских приоритетов в области нацбезопасности», который, по замечанию издания The Hill, был призван смягчить последствия «финансирования Украины и других иностранных союзников в условиях ожесточенной оппозиции консерваторов». Этот документ подразумевает запрет соцсети TikTok в США, санкции против Ирана, а также использование замороженных российских активов для восполнения расходов на Украину.
Консервативная группа «Кокус свободы» обвинила спикера в попытке провести через Палату представителей именно украинский законопроект под «лживым» предлогом о срочной помощи Израилю. При этом в израильском документе консерваторам не понравилось, что господин Джонсон пошел на поводу у демократов и включил в документ гуманитарную помощь жителям сектора Газа. Они тут же окрестили пакет документов «America Last» (по аналогии с «America First») и пообещали сделать все возможное, чтобы процедурно заблокировать быстрое прохождение законопроектов через нижнюю палату.
При этом крайние консерваторы не спешат поддержать предложение своей коллеги Марджори Тейлор Грин снять Майка Джонсона с поста спикера, как в октябре 2023 года они поступили с Кевином Маккарти. Возможно, отчасти потому, что на прошлой неделе Дональд Трамп заявил: спикер выполняет «хорошую работу в сложных условиях».
Открыто готовность встать плечом к плечу с госпожой Грин выразил лишь член Палаты представителей республиканец Томас Масси, потребовавший от господина Джонсона добровольно покинуть должность. Если эта двойка решит перейти от слов к делу, то спикеру будет очень сложно удержаться в кресле без поддержки демократов, учитывая минимальное большинство республиканцев в Палате представителей. Правда, один из демократов, Адам Смит, уже заявил, что, вероятно, поможет Майку Джонсону, поскольку «с ним можно работать».
Тем временем Майк Джонсон заявил, что не боится отставки. Объяснить свое решение республиканец решил в стиле Джо Байдена и других демократов:
«История судит нас за то, что мы делаем. Сейчас критическое время на мировой арене. Я мог бы принять эгоистичное решение и поступить по-другому, но я делаю то, что считаю правильным. Я считаю, что оказание помощи Украине оружием сейчас критически важно».
Он признался, что его сын собирается поступать в военно-морскую академию, а потому сам Майк Джонсон особенно переживает за происходящее, поскольку верит в возможность нападения России на НАТО. «Я предпочел бы послать на Украину пули, а не американских мальчиков»,— сказал господин Джонсон.
По мнению экспертов, консерваторы теоретически могут пытаться затянуть принятие законопроектов, однако, скорее всего, долго торпедировать процедуры не выйдет, поскольку план Джонсона поддержала значительная часть республиканцев, а также Белый дом и демократы. Тем не менее американские СМИ отмечают, что до субботы, когда начнется голосование по представленным документам, предсказать скорость их прохождения через Палату представителей вряд ли возможно.