Остров невывезения
Как в России развиваются сервисы для путешествий после ухода Booking.com
Уход зарубежных сервисов бронирования отелей из России ожидаемо изменил рынок, перестройка которого продолжается до сих пор. В 2023 году российские разработчики активно вкладывались в рекламу и продвижение, «Ъ-Review» разбирался, кто лидирует в сегменте, какие сервисы наиболее востребованы и каковы перспективы роста сегмента.
Весной 2022 года нидерландский Booking.com прекратил работу в России в связи со «сложным ведением бизнеса». За лидером последовали иностранные Agoda и Trivago. В итоге, по разным оценкам, доля зарубежных игроков в онлайн-бронированиях отелей находилась на уровне 60–80%. «Уход зарубежных игроков обострил конкуренцию на российском рынке, так как принципиально изменился сложившийся статус-кво»,— считает Павел Алешин, руководитель «Яндекс Путешествий».
Долю Booking.com поделили между собой прямые продажи отелей и российские сервисы. Пользователи поначалу предпочитали обращаться в сами гостиницы (через сайт, по телефону и на стойку регистрации), в частности, основатель платформы для управления отелями TravelLine Александр Галочкин говорил о крене в пользу прямых заказов до 70% от всех бронирований. В первую очередь это было связано с растерянностью пользователей после того, как исчез известный бренд Booking.com. «Люди начали бронировать тот же набор отелей, в которые уже ездили, не хотели рисковать и были не знакомы с альтернативными сервисами,— объясняет Павел Алешин.— Это логичное поведение рынка».
Однако вскоре ситуация начала меняться. Эксперт вспоминает, что в первый высокий сезон (летом 2022 года) доля отечественных агрегаторов выросла с 10–20% до 40–50%. «Другую часть заняли прямые бронирования отелей, доля которых выросла с 10% до 50%. Но уже в прошедшем летнем сезоне 2023 года доля агрегаторов увеличилась вовсе до 50–60%. Такая динамика подтверждает востребованность агрегаторов у аудитории». Также в 2023 году сервисы активно вкладывались в рекламу, промо, это тоже повлияло на расстановку сил. Российский союз туриндустрии также в 2023 году признавал, что ситуация выравнивается: на начало года 50% пришлось на онлайн-сервисы, остальные 50% — на бронирования без посредников (по данным TravelLine, основанным на 12 тыс. подключенных гостиниц).
Как сейчас?
За последние 12 месяцев практически половина (47%) от всех созданных броней осуществлена через модуль бронирования, то есть на сайте отеля. 41% заказов у OTA (Online Travel Agencies), 11% — у «Яндекс Путешествий». В союзе туриндустрии подчеркивают, что доли зависят в том числе от того, где находится отель. «В крупных городах с высокой конкуренцией доля OTA может достигать 40%, хотя это ниже того, что было в 2019 году. В загородных отелях доля OTA ниже, 10–20%»,— приводит пример вице-президент РСТ и гендиректор «Кронвелл Групп» Алексей Мусакин.
Пятерка лидирующих сервисов за последние 12 месяцев по версии TravelLine выглядит так:
- Ostrovok.ru
- «Яндекс Путешествия»
- «Академ-Онлайн» (acase.ru)
- МТС Travel (Bronevik.com).
- zabroniryi.ru
Ostrovok работает с 2011 года, его «посещают десятки миллионов пользователей ежемесячно», сообщили представители проекта. Есть программа лояльности GURU и отдельная платформа для организации командировок.
У «Яндекс Путешествий» ежемесячная аудитория превышает 20 млн человек (желающие забронировать отель, билеты на поезд, автобус, самолет; отдельно данные по гостиницам не предоставили). У проекта есть опции экосистемы «Яндекса», например, при брони можно разбить платеж через сервис «Сплит», технологические фишки (умная камера для распознавания объектов вокруг).
Acase.ru (или «Академ Онлайн») был выделен в отдельный бизнес туроператоров «Академсервис», который работает с 1990 года. Ежемесячная аудитория — около 200–250 тыс. человек, рассказали в пресс-службе проекта. В 2023 году с помощью системы бронирования Acase.ru более 2,5 млн туристов оформили проживание.
Сервис путешествий МТС Travel, дочерняя компания МТС, запущен в 2022 году. В том же году приобрел екатеринбургский проект «Броневик» — поставщика отельного контента. Сервис не раскрывает число посетителей и бронирований. Компания планирует «докрутить» рекомендательную систему на базе Big Data и ИИ МТС для персонализации.
«Забронируй.ру» — один из проектов A&A Business Travel Services Holding («Эй энд Эй»). Помимо бронирования номеров предлагает визовую поддержку и VIP-услуги в аэропорту. Количество пользователей и заказов неизвестно, сервис не ответил на запрос “Ъ”.
Прямые или обходные
С уходом зарубежных проектов у отельеров появилась возможность усилить прямые каналы продаж, но им по-прежнему сложно добиться стопроцентной загрузки своего объекта только за счет них, считает Дарья Кочеткова, управляющий директор сервиса «Островок». «Многие владельцы объектов размещения предпочитают не растить прямые продажи, а сохранять высокую долю продаж через OTA: так они сокращают издержки на персонал и т. д., которые неизбежны в случае прямых продаж»,— говорит она.
Заказы без посредников проще организовать крупным объектам, в распоряжении которых есть масштабные маркетинговые бюджеты. Для самозанятого владельца небольшого объекта в регионе это уже не так просто, отмечает Дарья Кочеткова.
Есть куда расти
Рост бронирования отелей по России, и онлайн-бронирования в частности, связан с растущим запросом на внутренний туризм, убежден глава «Яндекс Путешествий» Павел Алешин: «Кажется, что до удовлетворения этого спроса еще далеко. Юг России, Москва, Санкт-Петербург — традиционные туристические направления, но их популярность увеличивается. И это сочетается с кратным ростом интереса к новым направлениям по всей стране — от Кавказских Минеральных Вод и Кавказа в целом до Мурманска, Архангельска».
Десятки тысяч владельцев мини-отелей, глэмпингов, баз отдыха хотели бы полноценно «выйти в онлайн», чтобы размещать предложения для новой аудитории. Для путешественников фокус на внутренний туризм — это плюс, поскольку качество предоставляемых услуг улучшается за счет рыночной конкуренции среди объектов размещения, считают в Acase.ru.
Большинство путешественников по-прежнему выбирают размещение в отелях, но при этом активно прирастает доля объектов с малым номерным фондом, отмечают в Bronevik.com. «Так, мы видим большой потенциал в сегменте апартаментов,— говорит Марина Гончаренко, исполнительный директор платформы Bronevik.— На Bronevik.com в прошлом году прирост таких бронирований составил 157% (в 2023-м к 2022 году)»
Павел Алешин подчеркивает, что инвестиции в открытие новых отелей и других гостиничных объектов растут. В IBC Real Estate выяснили, что за прошлый год в такую недвижимость в России инвестировали 54 млрд руб., это на 203% превышает показатель 2022 года. Предложение новых объектов будет увеличиваться, заключает Алешин.
По мнению вице-президента Российского союза туриндустрии Алексея Мусакина, онлайн-тревел-агентства в России бурно развиваются, но все еще нужны сотни миллиардов рублей инвестиций, чтобы дотянуться до мирового уровня таких сервисов.
Для курортов и загородных отелей рост интернет-сервисов бронирования не будет существенным до открытия новых курортных территорий, например, в рамках проекта «5 морей и озеро Байкал», прогнозирует Алексей Мусакин. Десять круглогодичных курортов планируется открыть на берегах Азовского, Балтийского, Черного, Каспийского и Японского морей и озера Байкал. Проект будет реализован по поручению президента РФ и создаст 73 тыс. новых гостиничных номеров. Это поможет увеличить турпоток по России, полагает эксперт. «С их открытием (подобных курортов.— «Ъ») роль OTA существенно вырастет, в том числе в городах. В целом чем больше предложение и конкуренция, тем выше роль для отеля размещения в OTA»,— отмечает он.
В «Островке» также уверены, что росту онлайн-сервисов будет способствовать введение в эксплуатацию новых объектов во всех сегментах, включая модульные быстровозводимые (вроде глэмпингов).
Между платформами сейчас идет активная конкуренция за клиентов, что в итоге выгодно именно путешественнику, признает гендиректор МТС Travel Вадим Мельников: «Тем не менее я полагаю, что со временем конкуренция между сервисами смягчится, по мере того как рынок консолидируется вокруг двух-трех главных игроков, что характерно для быстрорастущих рынков».