Полтриллиона на машины
Россияне в марте побили рекорд трат на новые автомобили
Траты россиян на легковые автомобили этой весной достигли нового рекорда: в марте потребители заплатили за новые машины почти 0,5 трлн руб., превысив прежний максимум декабря 2023 года. Рост рынка в деньгах связан не только с восстановлением продаж, но и с увеличением интереса к покупке премиальных автомобилей. Исходя из динамики рынка в апреле стоит ожидать схожего объема трат на новые машины.
Финансовая емкость рынка новых легковых автомобилей в марте составила 496,2 млрд руб., подсчитали банк «Открытие» (входит в группу ВТБ) и «Автостат». В штуках продажи составили 146,5 тыс., что стало максимальным результатом с мая 2021 года.
В денежном выражении предыдущий месячный рекорд фиксировался в декабре 2023 года (384,7 млрд руб.), когда было продано 119,5 тыс. новых автомобилей. Доля автомобилей массового сегмента в марте составила 67,6% (127,4 тыс. на 335,3 млрд руб.), премиального — 32,4% (19,1 тыс. на 160,9 млрд руб.). А в декабре на машины массового сегмента было потрачено 341,1 млрд руб. (88,7% от общей суммы), тогда как в премиум-сегменте — 43,6 млрд руб. (доля — 11,3%).
Годом ранее премиум составлял всего 16,5% (2,8 тыс. на 30,5 млрд руб.) всех затрат, а массовый сегмент — 83,5% (67,1 тыс. на 154,4 млрд руб.). Доля премиального сегмента восстанавливается за счет расширения числа предложений из Китая, тогда как параллельный импорт традиционных для российского рынка европейских премиальных марок достаточно ограничен. В 2023 году на «традиционный премиум» пришлось лишь 3% рынка (всего на премиум — 10%) против 7% в 2022 году, когда в стране еще были склады завезенных из Европы машин. В штуках доля премиальных марок растет месяц к месяцу: в феврале, например, она достигла 13,1% продаж против 12,3% в январе. До кризиса 2022 года на премиальные марки приходилось 10% всех автопродаж.
«Всего нескольких миллиардов не хватило, чтобы достичь психологической отметки 0,5 трлн руб.»,— констатирует руководитель «Открытие Авто» Марина Дембицкая.
Во многом покупки россиян в марте были «эмоциональными». Сергей Удалов из «Автостата» указывает, что граждане пытались успеть приобрести автомобили до 1 апреля, когда менялись правила уплаты утильсбора при ввозе автомобилей из ЕАЭС: «Таким образом, россияне старались купить машины до их удорожания». На долю ввезенных автомобилей из стран ЕАЭС, например, в марте пришлось 37,1% от всего импорта новых автомобилей (87,4 тыс. штук), подсчитывал «Автостат». Основная доля машин поступила из Киргизии (28,1%) — именно схема ввоза машин из этой страны вызывала вопросы у российского правительства за счет возможности снизить уплаченные на таможне сборы и пошлины. Сейчас эта возможность фактически закрыта, поскольку разница платежей будет компенсирована за счет соответствующего роста утильсбора в РФ. При этом в основном автомобили в РФ все-таки ввозились напрямую из Китая — 59,8% импорта.
Неудивительно, что больше всего средств в марте россияне потратили на китайские марки. Так, в деньгах их доля составляет 62,2% (308,5 млрд руб.) против 45,8% годом ранее, в штуках — 57,4% (84,1 тыс.). Хотя затраты на автомобили брендов из Китая в марте стали рекордными, их доля в финансовой емкости сократилась по сравнению с прошлым месяцем на 3,4 процентного пункта. Второе место по затратам в марте 2024 года занимали европейские марки, которые официально в РФ не представлены и поставляются только параллельным импортом: 12,4% (61,6 млрд руб.) и всего 3,6% в штуках (4,8 тыс.).
На отечественные марки приходится 11,6% рынка в деньгах (57,5 млрд руб.) и 29,9% в штуках (43,8 тыс.). Отметим, основная часть продаж отечественных марок в штуках — Lada (39,9 тыс.). Марка АвтоВАЗа представлена в том числе в наиболее бюджетном сегменте авторынка — 18,7 тыс. проданных в марте автомобилей пришлось на Lada Granta, цены на которую стартуют с 699,9 тыс. руб. Еще почти 11,2 тыс. проданных машин — Lada Vesta (от 1,2 млн руб.).
Глава АвтоВАЗа Максим Соколов в последние месяцы неоднократно выражал обеспокоенность, что китайские марки «выдавливают» Lada в низкомаржинальный сегмент. Он указывал, что у концерна «хотя бы Vesta была хорошим высокомаржинальным продуктом и технологичным», тогда как сейчас за счет скидок марки из Китая заходят «в ее сегмент от 1,5 млн до 2 млн руб., начинают оттуда выдавливать» (цитата по «Интерфаксу»). В первом квартале китайские марки действительно анонсировали скидки и специальные предложения для распродажи остатков автомобилей 2023 года выпуска, часть скидок сохраняется до сих пор. Однако АвтоВАЗ только сейчас расширяет линейку версий Lada Vesta: старт продаж, например, версии с вариатором (от 1,5 млн руб.) состоялся только в середине марта. Также в машине до сих пор отсутствует ESP, а круиз-контроль вернулся только в феврале (в версии от 1,6 млн руб.).
Кроме того, основная доля продаж в РФ приходится на сегмент SUV. Он традиционно более маржинальный, чем массовый сегмент B, и китайские марки изначально выводили в РФ именно линейки SUV — только в последний год стали появляться также и седаны. В деньгах кроссоверы по итогам марта занимали почти 80% рынка: за март продано 101,1 тыс. таких машин на 393,1 млрд руб. При этом АвтоВАЗ только планирует выпустить кроссовер на базе Lada Vesta, пока у концерна в линейке SUV лишь Lada Niva и Niva Travel (заменила на рынке Chevrolet Niva после прекращения работы СП «Джи Эм-АвтоВАЗ»). Niva Travel стала лидером в первом квартале по объемам продаж в сегменте SUV B.
За весь первый квартал россияне потратили на автомобили 1,1 трлн руб.— это всего на 26,7% меньше, чем за весь 2022 год, когда на фоне начала кризиса и прекращения поставок западных марок на рынок РФ возник дефицит автомобилей. В 2023 году финансовая емкость авторынка достигла 3,13 трлн руб., обновив рекорд 2021 года — 3,05 трлн руб. В штуках, впрочем, рынок в 2023 году составил 1,06 млн машин, что все еще на 31% ниже 2021 года. То есть прирост в деньгах вызван исключительно удорожанием автомобилей. Правда, это верно и для 2021 года, когда машины выросли в цене на фоне постпандемийного дефицита полупроводников.
В начале второго квартала ситуация с продажами автомобилей пока остается достаточно стабильной. Аналитики и дилеры ожидают, что рынок в апреле в штуках повторит мартовский результат. При этом цены на автомобили в зависимости от марок двигаются разнонаправленно, а скидки и специальные условия от дистрибуторов, согласно прайс-листам, с которыми ознакомился «Ъ-Review», продолжают действовать как минимум до конца месяца. Поэтому, вероятно, финансовая емкость рынка в апреле не будет значительно отличаться от марта. На фоне высоких весенних результатов продаж «Автостат» даже обновил годовой прогноз, повысив его до 1,5 млн машин с ожидавшихся в начале года 1,3 млн штук.