«Трэш-авангард» новой волны
В московской галерее Fine Art открылась выставка Юрия Уляшева
До 28 апреля на территории Центра современного искусства «Винзавод» в галерее Fine Art проходит персональная выставка Юрия Уляшева, художника и рекламщика с 30-летним стажем. Его живопись характеризует цветность и мозаичность. Знакомые образы из комиксов и детских мультфильмов окружены яркими и порой абсурдными элементами. Эта игра напоминает работу нейросетей, которые способны генерировать бесконечное количество образов из вспышек хаотичных запросов.
«Родом из детства» — серия больших полотен (1х1 м), которая впервые показана именно на выставке «Трэш-авангард». Автор характеризует собрание как «фигуративную абстракцию». В традициях русского авангарда и супрематизма геометрические фигуры образуют фон и каркас полотна. Здесь же появляются популярные образы мультгероев: Микки-Маус, Чебурашка, Пикачу, Спайдермен, Шрек, Маша (с медведем, воплощенным по цвету и фактуре в одном из прямоугольников) и другие известные персонажи.
«В советское время мультфильмов показывали мало, мне же постоянно хотелось новых серий. Когда у меня появились дети, я с ними стал заново проходить "Ну, погоди!", смотреть "Машу и Медведя", "Шрека", потом мультфильмы про Микки-Мауса и так далее», — поделился Юрий Уляшев.
Юрий Уляшев долгое время руководил креативным агентством, которое создавало рекламу для мировых брендов, и параллельно обучался в Школе искусств Перотти и в мастерской художников Ивана Коршунова и Анастасии Кузнецовой-Руф. Этот бэкграунд во многом определил стиль художника — его картины отличаются математичностью композиционных решений, когда простые графические абстракции складываются в сложные уравнения из образов и композиций. При этом здесь можно увидеть и элементы наивного искусства с его стремлением к простоте, схематичности и искренности. Детские воспоминания являются для Уляшева источником вдохновения и идеями для сюжетов, метафорически переосмысленных через призму имеющегося взрослого жизненного опыта. Он уделяет этому особое внимание.
Вот фигура Супермена, важнейшего персонажа массовой культуры современного мира. Художник помещает ее в несколько графических рам, как бы используя классический прием тромплей, который создает ощущение объекта, вырывающегося из холста в трехмерный мир. И называет это произведение «Лети, мечтай», показывая тем самым, что в мире практически нет ничего невозможного. Ковбоя Вуди из «Истории игрушек» Уляшев ставит на супрематистскую лестницу, символизируя тем самым переход от детского мира грез к взрослой жизни. Но это только одна плоскость. Вторая — символизирует переходный момент в истории всей мультипликации. «История игрушек» стала первым полностью компьютерно-анимационным фильмом и первым полнометражным мультфильмом студии Pixar. Оказывается, что эта лестница для каждого может стать особым символом собственного развития.
При первом же взгляде на полотна можно отметить работу с цветом. Художник предпочитает прямые яркие цветовые решения, расставляя акценты масляными красками. Эклектика техник и стилей подчеркивает условность рисунка и его ироничный характер.
«Галерея Fine Art представляет первую персональную выставку Юрия Уляшева. Она лишь кажется ироничной игрой в художника. Это не игра, а, возможно, новая строка в современном развитии живописи на отечественной почве. Эта выставка — концептуальная постирония. С легкой, а не саркастической улыбкой автор иронизирует над тем, что было сделано и стало классикой,— говорит художник, искусствовед Тимофей Смирнов.— Юрий Уляшев делает свои работы потому, что ему это нравится. А не потому, что где-то услышал о значении авангарда для мировой культуры, или потому, что тренд. Он чувствует, а не лжет. Он словно креативный школьник, рисующий на парте или пририсовывающий что-то смешное к иллюстрациям в учебнике. Главное — это искренне, главное — что с самоиронией. Главное — в поиске».
Современное искусство во многом основывается на провокациях. Работы Юрия Уляшева, который иногда использует спорные приемы с целью возбуждения эмоционального эффекта, не стремятся к провокативности. Художник пытается разговаривать с публикой как с другом, который живет в том же самом мире, проходит через очень похожий опыт и, возможно, испытывает одинаковые с ним чувства и переживания. На холстах парадоксально соединяются различные стили и направления живописи. Это и оммажи на «кристаллическую» живопись гранда русского модернизма Михаила Врубеля, и безусловное влияние авангарда в части энергичности цветовых пятен, мозаичности форм, поиска собственного уникального языка. Сильнейшее влияние на художника оказало творчество Василия Кандинского: Юрий Уляшев стремится проявить в живописи присущее главному русскому абстракционисту смелое обращение с цветом.
Есть в этой живописи и что-то от одного из самых коммерчески успешных течений — поп-арта. Яркий кричащий «американский» стиль произведений Энди Уорхола очень часто переосмысливается в рекламных кампаниях и креативном дизайне. А эта сфера хорошо знакома автору выставки.
Юрий Уляшев в 2022 году окончил флагманскую программу Школы управления СКОЛКОВО, где буквально нарисовал лекции всемирно известных профессоров. «По итогам завершения образования выпустил арт-альбом — уникальную книгу "EMBA.СКОЛКОВО.ФУНДАМЕНТ" с полным курсом лекций программы. Книга стала бестселлером книжного рынка, и за первый год было продано книг на сумму более $200 тыс.»,— рассказывает автор выставки «Трэш-авангард». Это как нельзя лучше иллюстрирует чутье успешного художника. Он понимает, что нравится его зрителю, играет с культурными стереотипами и ожиданиями, выражая при этом глубоко личные переживания и эмоции, главным образом из своего детства.
«Успешный бизнесмен, кипучий человек, обладающий жаждой развития и постижения нового, Юрий Уляшев открыл для себя свое второе "я" в мире художественного творчества на пике карьеры, никак не связанной с изобразительным искусством. Желание посвятить себя творчеству пронзило Юрия на том этапе зрелости, когда, казалось бы, в состоявшейся и успешной жизни ничего не хочется менять,— поделилась Анастасия Кузнецова-Руф, художник, куратор выставки "Трэш-авангард".— Почти 15 лет Юрий занимался развитием и воплощением в жизнь своего нового призвания реализовать себя как художника. Учился, совершенствовался, искал и начинал снова. В художественной среде становление профессионалом — это, пожалуй, самый долгий путь из всех других профессий. Юрий Уляшев прошел большую часть этого пути, что дает полное право говорить о нем как о мастере и художнике с собственным взглядом, почерком, образом.
В новом проекте "Родом из детства" Юрий совмещает две, на первый взгляд, совершенно разные традиции. Традиции русского авангарда и массовой поп-культуры. Супрематические структуры выстраиваются на картинах в довольно точно выверенную композицию. Уляшев занимается решением пластических художественных задач, работая с линией, пятном, фактурой и плоскостью. Известные мультипликационные персонажи встраиваются в динамичный композиционный ритм произведения. Такая вроде бы не новая задача решена художником в его собственной манере очень точно, с его личной искренней историей, а с композиционной точки зрения все произведения не просто выверены, но и имеют темп и остроту повествования.
Юрий Уляшев в своих картинах дает возможность увидеть каждому отражение собственных надежд, переживаний, целей, смыслов. Здесь нет однозначных символов или произведений. Зато есть много с детства знакомых образов, путешествующих по абстрактным снам или даже вселенным.