Креатив пришел на Урал
В Челябинске пройдет форум «Российская креативная неделя»
С 24 по 25 апреля в Челябинске в отеле «Гранд Видгоф» пройдет форум «Российская креативная неделя — Урал 2024». Он объединит на одной площадке представителей креативного бизнеса, исследовательских компаний, медиарынка, институтов развития, сырьевого бизнеса, федеральных и региональных органов власти. Программа форума включает в себя больше 130 спикеров и 30 мероприятий. На одной площадке соберутся эксперты для обсуждения креативной идентичности Урала и перспектив ее развития. Директор форума «Российская креативная неделя» и президент АНО «Креативная экономика» Марина Абрамова в интервью рассказала о том, почему так важно каждому региону иметь свой бренд, как на Урале развиваются креативные индустрии и какие брендовые особенности он приобрел.
— Для начала, что такое креативный потенциал региона? В чем он проявляется? И самое главное – для чего он региону?
— Мы рассматриваем креативный потенциал в практическом плане. Это не только уникальность региона, его особенности развития с точки зрения культуры, истории, но и его конкурентное преимущество — причина, по которой люди из этого региона не уезжают, а наоборот, стремятся в него попасть, работать там, создавать семью, развивать свою компанию. И многие руководители регионов уже понимают, что только в связке с креативными индустриями можно создать привлекательный образ родного края для жителей. Например, Якутия особое место уделяет креативной экономике, развивая кинематограф, IT и создавая кластеры. А Красноярский край продвигает гастрономию. В каждом регионе для его развития исходно есть все необходимое — особенная природа, традиции, культура, люди, которые любят родной край и готовы творить, создавая новые проекты для его развития.
— Одной из ключевых тем форума «Российская креативная неделя – Урал» является креативная идентичность региона. Что это такое, и почему она важна для развития креативной экономики региона?
— Как раз идентичность региона во многом и формирует его креативный потенциал и бренд. Эта тема проходит сквозь сессии деловой программы уральской креативной недели. Совместно с экспертами мы будем раскрывать идентичность гастрономии Урала, его моды, дизайна, кино, архитектуры, музыки и многое другое.
Именно «уральскость» должна отличать и выделять креативные продукты региона среди остальных. Это то, что содержится в каждом фильме, снятом на Урале, в каждом наряде, созданном дизайнером, в каждом блюде, приготовленном местным шеф-поваром, и в каждом человеке, живущем на Урале.
Идентичность региона и ее развитие в креативных индустриях может стать его маркетинговой «фишкой». Она позволяет привлекать в регион туристов, режиссеров, рестораторов и инвесторов, а также помогает области масштабировать узнаваемые идентичные продукты за свои пределы.
— Чем Урал отличается от других регионов? Какие брендовые особенности он приобрел?
— Прежде чем приступить к разработке программы форума «Российская креативная неделя – Урал», мы провели опрос среди представителей креативных индустрий и поинтересовались, что для них значит «уральское». Более 1700 человек отправили нам свои ответы. Самые популярные среди них — «Уральские горы», «пельмени», «промышленность». Для нас это важная фактура. Мы видим тот стереотипный образ об Урале, который сложился у россиян на сегодняшний день. А ведь в регионе на высоком уровне находятся, например, IТ-отрасль, мода, дизайн, в том числе развивается киноиндустрия. Мы на форуме можем совместно с регионом работать над формированием более широкого знания об уральских креативных индустриях. По сути, с нашей стороны это продюсирование региона, продвижение его возможностей на всю страну и за ее пределы.
— Обозначьте задачи форума «Российская креативная неделя». Какого эффекта вы хотите добиться после проведения креативной недели?
— Мы вместе с ведущими экспертами ставим задачу разработать уникальный креативный почерк региона, вдохновить местных предпринимателей и власть, показать работающие практики в сфере поддержки креативных индустрий. В деловой программе будут представлены кейсы и экспертиза со всей России. В форуме примут участие и федеральные спикеры, и эксперты из разных регионов страны – Урала, Сибири, Дальнего Востока, Поволжья.
Зачастую именно на наших площадках происходят знаковые для креативных индустрий решения. В 2021 году на «Российской креативной неделе» было подписано соглашение о создании кластера «Квадрат», а уже через пару лет мы на этой площадке проводили сибирский форум. По итогам самой первой «креативной недели» в Москве был открыт Президентский фонд культурных инициатив, поддерживающий сейчас проекты по всей России. С 2021 года он выделил более 1 млрд руб. для 555 творческих проектов Уральского федерального округа.
На этапе сбора сессий деловой программы мы начали получать запросы от креативного бизнеса Урала. Например, федеральные представители киноотрасли запрашивают тур по региону для знакомства с потенциальными местами для съемок на Урале. Местный бизнес фиксирует запрос на создание кинокомиссии в Челябинской области. Эти и многие другие задачи креативных индустрий Урала мы будем обсуждать на форуме. Я рассчитываю, что он станет площадкой обмена практиками и инструментами в вопросе развития креативных индустрий.
— Как сейчас развиваются креативные индустрии на Урале?
— Свердловская, Тюменская и Челябинская области входят в топ-20 рейтинга креативности регионов, составленного Институтом статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ. Аналитики оценивают регион как перспективный. Динамика развития креативной экономики положительная, в том числе благодаря грантовой поддержке.
Например, у Челябинской области есть высокие шансы стать лидером модной индустрии. У региона для этого есть ресурсы: талантливые и известные дизайнеры, производственные мощности. В области разработаны меры поддержки для модной индустрии — льготные кредиты на приобретение оборудования, помощь в продвижении на маркетплейсах и разработка сайтов. В Челябинской области также растет рынок информационных технологий. Многие IТ-компании имеют головной офис в Челябинске, обслуживая при этом клиентов по всей России и за рубежом.
— Как жители Урала смогут на себе ощутить результат работы креативных индустрий?
— Креативные индустрии развивают регион практически во всех отношениях, от образования до городской среды. В том числе они способствуют развитию рынка труда, за счет чего появляются новые специальности и новые вакансии.
Например, Якутия стала одной из первых, кто запустил систему рибейтов для привлечения финансирования кинокомпаний на создание фильмов. С 2020-го по 2023 год были поддержаны 29 проектов на сумму 95 млн руб. Теперь якутское кино известно не только в России. В прошлом году фильм режиссеров из Якутии был номинирован на «Оскар». Съемки – это масштабный процесс, который задействует большое количество специалистов – от техников до строителей, от гримеров до массовки. В регионах, где снимаются сериалы и фильмы, появляются новые рабочие места. Кроме того, локации съемок привлекают туристов. Сейчас существуют туристические маршруты по селу Териберка, где снимался фильм «Левиафан», и Байкалу из «Льда». А на Урале можно посетить место съемок кино «Географ глобус пропил».
Такие креативные индустрии, как маркетинг, реклама, дизайн – это элементы бизнеса, влияющие на его развитие и масштабирование, что в том числе влияет на уровень заработных плат и на размер штата компаний. Развитие архитектуры и урбанистики также дает осязаемый результат – благоустройство общественных пространств, строительство новых жилых комплексов, превращение старых заводов в кластеры. Креативные индустрии помогают повышать уровень жизни, создавая тот необходимый комфорт, при котором человек остается жить в родном городе, создает там семью и реализует проекты.
АНО «Креативная экономика»
Реклама 18+