Бизнес пошел в виртуальность
Как отечественные компании тестируют VR- и AR-технологии
Российский рынок виртуальной и дополненной реальности (VR и AR) начал оживать после ухода из страны западных разработчиков. В начале 2024 года в России, по данным «Мегамаркета», продажи VR-устройств выросли на 320% относительно начала 2023 года. Чаще всего проекты с использованием подобных технологий появляются в сфере образования и промышленности, но отдельные разработки можно встретить в ритейле, маркетинге и военной отрасли. «Ъ-Review» разбирался, чего не хватает отечественным разработкам, чтобы дотянуться до уровня иностранных аналогов.
Потусторонний мир
Виртуальная реальность — это цифровая среда, созданная с помощью специальных приспособлений: шлемов, наушников, перчаток, костюмов. Пользователь погружается в новый мир, где может не быть привычных вещей и законов физики. Дополненная же реальность — это расширение реального окружения человека. В AR вокруг все тот же привычный мир, но в нем появляются новые цифровые объекты, помогающие лучше взаимодействовать с реальностью.
Серьезно о технологиях VR и AR заговорили десять лет назад. Тогда на рынке появились первые значимые продукты. Microsoft создает шлем HoloLens, проецирующий на окружающий мир голограммы, таблицы и другие объекты. Тогда же были выпущены первые прототипы шлема Oculus — устройства дополненной реальности, ставшего копией HoloLens. А еще через несколько лет появился другой известный аналог — очки Magic Leap. Каждое из этих устройств, по мнению техноэнтузиастов, могло в будущем произвести революцию. Технологии VR и AR начали называть одними из самых перспективных — наравне с облаками, квантовыми вычислениями, искусственным интеллектом.
Чуть позже, в 2016 году, была запущена игра «Pokemon Go», которая произвела настоящий фурор. Игроки надевали специальные очки, перемещались в дополненную реальность, населенную покемонами, ходили по городу и искали покемонов, которые могли «сидеть» на клумбе, в подворотне, где-то в лесу.
Свои VR- и AR-проекты стали появляться и в России. Как правило, их создавали небольшие независимые студии. В основном они делались для сферы развлечений: это были квесты в виртуальной реальности, VR-комнаты в торговых центрах, где можно было в очках VR играть или смотреть кино.
Спустя десять лет многие участники рынка признают, что все эти проекты не оправдали возложенные на них надежды. Выстрелила другая технология — искусственный интеллект. Однако разработки VR и AR продолжают вестись — возможно, даже с неменьшим энтузиазмом.
По словам гендиректора VR Concept Дениса Захаркина, в 2022–2023 годах рынок VR в России, несмотря даже на спецоперацию на Украине, показал устойчивый рост. Спрос на российские разработки увеличился, в том числе из-за ухода западных компаний. «В первую очередь VR-проектами в России до СВО занимались разработчики игр. Эти компании уехали одними из первых. Однако вместо них на рынке стали появляться новые проекты, которые развивали небольшие независимые российские разработчики»,— говорит эксперт. Вместе с тем рынок VR в России остается маленьким: по оценкам Дениса Захаркина, его объем в 2023 году не превышал 3,5 млрд руб.
После ухода зарубежных разработчиков VR и AR некоторые последние новинки, например очки Oculus, в Россию официально так и не стали поставляться, продолжает исполнительный директор Ассоциации дополненной и виртуальной реальности Екатерина Филатова. «Те же международные разработки, которые были уже внедрены,— шлемы, очки, другие девайсы — надо как-то обслуживать. Но будут ли это делать западные разработчики — вопрос. Особенно остро стоит проблема в промышленности и медицине, где для VR-устройств нужна постоянная сертификация и техподдержка»,— отмечает эксперт.
По словам Екатерины Филатовой, российские программисты пытаются создать что-то свое: «Но у них нет тех возможностей и финансирования, которые есть у международных компаний, вкладывающих значительные деньги в разработку и имеющих большие исследовательские отделы». В России же, как правило, VR и AR занимаются небольшие компании, у которых не хватает ресурсов для создания устройств, сопоставимых по качеству с западными, признает эксперт.
Виртуальные заводы
Тем не менее российский бизнес уже активно внедряет в работу VR- и AR-разработки. По мнению главы аналитического агентства Content Review Сергея Половникова, более востребована технология дополненной реальности. Ее используют на заводах для помощи в обслуживании сложной техники. Сотрудники надевают очки дополненной реальности и могут понять, как работать на каком-то оборудовании, как его обслуживать, рассказывает Сергей Половников. Также эти технологии раньше использовали на складах для навигации, но потом отказались от них в пользу роботизации. «AR-устройства оказались слишком дорогими. К тому же пользоваться ими сотрудников надо еще обучать»,— отмечает эксперт.
AR-технологии в России сегодня интегрируются и в ресторанную сферу. По словам гендиректора компании «Атлантис» Андрея Свежинцева, там эта технология упрощает заказ блюд. В сфере недвижимости также создаются специальные AR-проекты — каталоги, позволяющие клиентам показывать, к примеру, коттеджи.
Технология VR активнее всего сейчас внедряется в образовании. По словам Дениса Захаркина, это различные тренажеры по обучению коммуникации, технике безопасности и проч. «VR внедряют в школах, колледжах и вузах. Например, есть кейсы, когда с помощью VR обучают ораторскому искусству. В одном из вузов VR-технологии используются для изучения криминалистики: студенты попадают в виртуальной среде на место преступления и изучают его»,— приводит пример господин Захаркин.
Екатерина Филатова добавляет, что VR также внедряется в медицине, где позволяет врачам отработать в виртуальной реальности действия во время операций, помогает проводить диагностику заболеваний. Перспективно использование VR в реабилитации. В России в этой сфере VR только начинают использовать, за рубежом же такие практики распространены широко. Например, человек, переживший инсульт, может заново обучаться в VR поднимать руки, ходить. Когда он делает эти движения мысленно, его организм восстанавливается быстрее.
Крупные российские холдинги создают свои VR- и AR-центры, чтобы проектировать решения под свои нужды. Например, по этому пути пошли РЖД, СИБУР, «Газпромнефть», «Сбер».
В РЖД разработчики из такого центра, например, создали собственный VR-тренажер, позволяющий обучать ремонтные бригады работать в аварийных ситуациях. «Сбер» разработал AR-навигацию для аэропорта Шереметьево. А «Газпромнефть» создает «цифровые двойники» технологических цепочек. «Инженеры моделируют будущую нефтяную установку, чтобы понять, какие ей нужны технические характеристики. Благодаря виртуальной реальности все участники могут одновременно рассматривать и обсуждать не просто документацию, а трехмерную модель объекта и изменять ее в режиме реального времени»,— объясняет сооснователь компании VRT Константин Негачев.
Вместе с тем некоторые корпорации, наоборот, закрывают VR-центры. Так сделала, по данным «Ъ-Review», компания-интегратор КРОК (эту информацию подтвердили в ее пресс-службе). По данным источника «Ъ-Review» на рынке, КРОК вела разработку VR для СИБУРа и «Газпромнефти». После того как эти компании создали свои VR-центры, КРОК пришлось закрывать данное направление.
Рабочий стол в чемодане
Технологии дополненной и виртуальной реальности могут в ближайшем будущем полностью поменять пользовательский опыт. Однако пока Денис Захаркин говорит, что VR находится в зачаточном состоянии. «Ситуация схожа с 90-ми годами, когда появились первые смартфоны. Но о них тогда мало кто знал. И только после появления iPhone 3 и iPhone 4 смартфоны стали популярны. Они заменили компьютеры, стали новым способом взаимодействия с информацией. То же самое произойдет и с VR — эта технология заменит смартфоны и компьютеры. В будущем виртуальный шлем, который легко помещается в рюкзак, станет заменой физическому рабочему месту. Вы сможете надеть его в самолете или на пляже и переместиться в реальность, где у вас будет рабочий стол и три монитора на нем. На них вы сможете работать»,— заключил эксперт. Иммерсивные технологии позволяют перейти к более интерактивным и объемным интерфейсам, продолжает CEO Way2Win Group Петр Толочков. «Меняется мышление людей. К примеру, если раньше управление с помощью жестов считалось чем-то футуристичным, то сейчас это становится обыденностью»,— говорит он.
Сегодня VR-шлемы стали более доступными и совершенными с точки зрения качества изображения и «отзывчивости» к распознаванию движений человека, чем несколько лет назад, говорит президент Modum Lab Дмитрий Кириллов. Появились новые типы игр, например ритм-игра «Beat Saber». Человек не просто играет в VR-среде, но и физически совершает движения. «Это уже не просто развлечение, а даже легкий фитнес»,— отмечает эксперт.
VR и AR также полностью меняют подходы к коммуникации. Люди могут встречаться в метавселенных и играть там в «Мафию», говорит господин Кириллов. Или смотреть в виртуальных комнатах театральные постановки вместе с цифровыми аватарами других людей. Раньше все это было историями из фантастических книг. Сегодня же человечество находится в одном шаге от этой реальности.