Лежит на повестке вопрос ПВО
В Евросоюзе и НАТО ищут системы Patriot для укрепления противовоздушной обороны Украины
В пятницу вопрос о том, как помочь Украине в ее конфликте с Россией, обсуждали всем западным миром: и главы МИДов стран G7, съехавшиеся на Капри, и министры обороны стран—членов Североатлантического альянса на заседании Совета Украина—НАТО. Все были, в частности, озабочены тем, где взять крайне необходимые Украине системы ПВО Patriot в количестве шести штук. Несмотря на тяжелое положение ВСУ на поле боя, союзники были воодушевлены новостями о том, что после полугодовых споров в Конгрессе США Вашингтон, похоже, приблизился к выделению Украине финансовой помощи. На фоне всей этой активности в Москве назвали «коллективный Запад де-факто стороной конфликта» и заверили, что цели России остаются неизменными и боевые действия будут продолжены.
За последние дни украинский кризис стал на Западе одной из главных тем дискуссий на различных площадках. Как помочь Украине, обсуждали сразу по обе стороны Атлантики.
В США спикер Палаты представителей республиканец Майк Джонсон спустя полгода споров внес законопроект о выделении Киеву финансирования на десятки миллиардов долларов, финальное голосование по которому может состояться 20 апреля. При этом пока законодатели не приняли многострадальный документ, представители администрации президента Джо Байдена решили продолжить давление на Конгресс. Директор ЦРУ Уильям Бернс 18 апреля заявил: если помощь Киеву не будет одобрена, то Украину ждет «ужасная картина», а ВСУ «могут проиграть на поле боя до конца 2024 года». Глава Госдепартамента Энтони Блинкен, находясь в окружении коллег по G7 на острове Капри, 19 апреля отметил: если помощь от США задержится, то наступит момент, когда будет «слишком поздно».
Впрочем, судя по тому, что 19 апреля законопроекты о помощи Украине, Израилю, Тайваню и конфискации замороженных активов РФ прошли процедурное голосование в Палате представителей, господа Бернс и Блинкен дули на воду.
В пятницу вынесение документов на голосование поддержали более 70% членов нижней палаты Конгресса — 165 демократов и 151 республиканец.
Это воодушевило европейских партнеров, которые сразу на нескольких площадках принялись дискутировать о том, в чем еще и как они могут поддержать Киев.
Лейтмотивом всех рассуждений стала необходимость усиления украинской ПВО, которая, по словам президента Украины Владимира Зеленского, из-за отсутствия американской помощи изрядно прохудилась. Одним из тех, кто активно откликнулся на призыв Киева срочно залатать дыры в небе, стал канцлер ФРГ Олаф Шольц. Под конец внеочередного саммита ЕС, состоявшегося 17–18 апреля, он сообщил, что ФРГ уже передала Украине две системы Patriot и недавно объявила о передаче третьей. Это, по его словам, остальные союзники Киева должны воспринимать как пример для подражания. Им необходимо найти для Украины еще шесть подобных систем ПВО.
На это премьер Нидерландов Марк Рютте, которого прочат в преемники генсека НАТО Йенса Столтенберга, заверил, что в Европе есть системы Patriot, поэтому владеющие ими страны должны оценить их необходимость для себя и передать Украине, если им они не так уж нужны. Коллег поддержал премьер Польши Дональд Туск, впрочем тут же сообщивший, что у Польши лишних Patriot нет, так что делиться с Киевом придется другим странам.
Решительнее всех по этому вопросу выступил глава европейской дипломатии Жозеп Боррель, представляющий руководство Евросоюза, не имеющего своих систем Patriot.
Во время встречи глав МИДов стран «Группы семи» он призвал Европу срочно укрепить ПВО Украины и не ждать США. «Мы не можем полагаться только на США. Мы должны взять на себя ответственность и перестать говорить: “А-а, Соединенные Штаты это сделают”. Это должны сделать мы. У нас есть Patriot, у нас есть противоракетные системы. Надо забрать их из наших арсеналов, где они находятся “на всякий случай”, и отправить Украине, где бушует война. Я уверен, что мы это сделаем, но нужно делать быстро»,— заверил господин Боррель.
По итогам заседания G7 министры иностранных дел 19 апреля выпустили заявление, в котором выразили «решимость в деле укрепления потенциала ПВО Украины, чтобы спасти жизни людей и защитить критически важную инфраструктуру». «Высоко оцениваем предложенную Германией инициативу немедленных действий по противовоздушной обороне»,— отметили дипломаты.
При этом Йенс Столтенберг, находясь на острове Капри, со своей стороны, рассказал, что НАТО уже проводит консультации с членами альянса и ищет системы ПВО, которые можно было бы передать Украине. По его словам, внимание сосредоточено на Patriot, однако у стран блока есть и другие системы, например NASAMS, AMRAAM, RST. «А тех членов альянса, у кого нет систем ПВО, мы просим оказать финансовую поддержку»,— уточнил господин Столтенберг, тем самым дав понять, что и такие, как Дональд Туск, тоже могут оказаться полезны.
Укрепление украинской ПВО 19 апреля обсуждали и на онлайн-заседании Совета Украина—НАТО, созванного по инициативе Владимира Зеленского. На пресс-конференции после встречи Йенс Столтенберг фактически подвел итог всех дискуссий, состоявшихся за последние дни.
«Мы провели инвентаризацию имеющихся систем ПВО и заключили, что сможем передать часть из них Украине»,— сказал генсек НАТО.
При этом, сославшись на секретность вопроса, он отказался рассказать, сколько всего систем Patriot есть в наличии у союзников в Европе и сколько из них они готовы предоставить Киеву. Господин Столтенберг заверил, что «в ближайшее время» партнеры анонсируют соответствующие поставки, а затем сузил временные рамки до «ближайших дней». Предполагается, что ВСУ получат комплексы Patriot, а также франко-итальянские системы SAMP/T.
Не исключено, что сообщения о новых поставках могут прозвучать уже в понедельник, 22 апреля, когда главы МИДов и министры обороны стран ЕС соберутся в Люксембурге на встречу в рамках Совета ЕС. На ней, как сообщают западные СМИ, вопрос укрепления ПВО Украины станет центральным в контексте конфликта на востоке Европы.
Между тем пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков на фоне активизации Запада по вопросам поддержки Украины заявил, что партнеры Киева «де-факто являются стороной в этом конфликте». По его словам, «коллективный Запад… постоянно расширяет свои модальности участия», что, в свою очередь, сказывается «на разных нюансах проведения СВО». Тем не менее он отметил, что цели Москвы остаются прежними.
В тот же день в интервью российским СМИ глава МИД РФ Сергей Лавров заверил, что Россия предпочитает «переговоры дракам и войнам». Правда, он подчеркнул: «В отличие от стамбульской истории (переговоры Москвы и Киева в Стамбуле в первые месяцы полномасштабных боевых действий.— “Ъ”), мы не будем на период переговоров каких-либо делать пауз в боевых действиях».