Техосмотру подправят картинку
МВД указало на индикаторы риска в процедуре ТО
МВД расширяет перечень оснований для контрольной проверки операторов ТО с перспективой штрафа на сумму до 500 тыс. руб. Полиция намерена положить конец бизнесу мошенников, которые оформляют диагностические карты путем подделки фотографий якобы прошедших процедуру техосмотра транспортных средств. Впрочем, до сих пор теневой бизнес находил контраргументы на вводимые правоохранителями ужесточения.
МВД опубликовало на regulation.gov.ru проект ведомственного приказа, расширяющего список «индикаторов риска», которые служат основанием для проведения внепланового «контрольно-надзорного мероприятия» (выездной проверки) в отношении операторов техосмотра. Полиция собирается усилить контроль за компаниями, торгующими диагностическими картами ТО, подделывая фото транспортных средств, которые якобы прошли процедуру. Снимки, напомним, заносятся в Единую автоматизированную информационную систему технического осмотра (ЕАИСТО) МВД.
Выездная проверка по согласованию с прокуратурой будет проводиться и в том случае, если техэксперт на пункте ТО в течение двух месяцев трижды внес в ЕАИСТО фото, имеющие «признаки редактирования».
В проекте приказа описаны нюансы, которые привлекут дополнительное внимание ГИБДД.
Например, фотографии, на которых видно, что время суток на фото не соответствует указанному в документах времени проверки или на машине внутри пункта ТО видны «элементы окружающей природной среды» (то есть авто сфотографировали где-то в лесу, затем вырезали, вклеили в фон производственного помещения, при этом на кузове видны отражения веток и кустов). Фиксируются случаи, когда в систему загружаются фотоизображения, на которых транспортное средство как будто парит в воздухе (грубый монтаж), сказано в пояснительной записке к проекту. Если два технических эксперта подписали в течение двух месяцев диагностические карты, а на фотографии одно и то же лицо, это тоже будет считаться «индикатором риска». Такие фотографии с «с высокой долей вероятности» свидетельствуют о нарушениях в процедуре техосмотра, поясняют в полиции. Контрольная проверка ГИБДД может закончиться делом по ст. 14.4.1 КоАП, предусматривающей штрафы до 500 тыс. руб.
С 2021 года ТО обязателен только для грузовиков, автобусов и такси. Владельцы частного автопарка (физлица) должны проходить ТО в случае постановки на учет и перерегистрации авто старше четырех лет, а также при внесении изменений в конструкцию транспортного средства.
Власти не первый год пытаются победить фиктивный техосмотр. Обязанность фотографировать транспортные средства в ходе процедуры была введена Минтрансом еще в 2020 году, в 2022 году добавилось требование фотографировать на фоне машины еще и техэксперта. Это, как выяснилось, мошенники обходят без труда. ГИБДД наделила правом своих сотрудников аннулировать выданные диагностические карты, если был выявлен «фотошоп». Кроме того, при подозрении на фиктивный ТО инспекторы проверяют по камерам, приезжала ли машина на конкретный пункт.
Заместитель исполнительного директора Российского союза автостраховщиков (РСА) Сергей Ефремов проект приказа поддержал. «Это позволит при явных существенных признаках нарушения правил проведения технического осмотра сотрудникам МВД проводить контрольную проверку,— заявил он “Ъ”.— Данный приказ значительно усложнит процесс злоупотреблений со стороны операторов».
«Порядок точно надо наводить,— солидарен глава союза "Техэксперт" Сергей Зайцев.— Сегодня не более 15–17% частных автомобилей приезжает на техосмотр».
Многие мошенники, торгующие диагностическими картами, добавил господин Зайцев, по документам оформлены (и имеют аккредитацию) как передвижные диагностические линии, что позволяет обходить жесткие требования, которые предъявляются к стационарным пунктам.
Проблема «фотошопа» в техосмотре уже потеряла актуальность, уверен, в свою очередь, руководитель пункта техосмотра в Красноярском крае (оператор ООО «Марс») Иван Кекин. Он предлагает сначала оценить, насколько эффективны были принятые ранее аналогичные меры, напоминая, что в 2020–2021 годах действовал приказ МВД, где также были описаны различные признаки недобросовестной работы операторов. «Индикаторы, если их утвердят, постигнет такая же участь — просто доложат начальству, что исполнили»,— считает господин Кекин.
Напомним, власти уже приготовили дальнейшие шаги по реформированию отрасли ТО. В мае 2023 году группа сенаторов внесла в Госдуму законопроект, который передает контроль за операторами техосмотра из РСА в Росаккредитацию. В ведомстве заявляли, что планируют использовать различные цифровые системы для контроля за ТО. Однако пока проект не рассматривался.