С собой в мажорном ладу
Pearl Jam выпустили новый альбом
Сиэтлская группа Pearl Jam выпустила диск с самым востребованным продюсером наших дней Эндрю Уоттом. О «Dark Matter», двенадцатом студийном альбоме группы,— Игорь Гаврилов.
Четверо главных героев гранжа — Курт Кобейн (Nirvana), Крис Корнелл (Soundgarden), Скотт Вейланд (Stone Temple Pilots) и Лейн Стейли (Alice In Chains) — покинули этот мир либо перебрав с запрещенными веществами, либо сознательно сведя счеты с жизнью. На плаву остались только Pearl Jam во главе с Эдди Веддером. На протяжении 33 лет группа не меняет состав, регулярно выпускает альбомы и остается одним из самых востребованных стадионных коллективов мира. Это огромная ответственность — в одиночку тащить стиль, на котором выросло уже не одно поколение, и олицетворять культуру, неотъемлемой частью которой стала невозможность героя жить в жестоком и враждебном мире.
Еще в 2022 году лидер Pearl Jam позвал продюсировать свой сольный альбом «Earthling» остроактуального продюсера Эндрю Уотта. К тому времени Уотт уже записал альбом Оззи Осборна «Ordinary Man» (2020), доказав, что парень, у которого хорошо получается коммерческий поп (Джастин Бибер, Пост Мэлоун), может с теми же установками прийти к звезде старого хард-рока и перезапустить его карьеру. На «Earthling» Эдди Веддера звучал дисциплинированный стадионный рок с упражнениями в стиле Питера Гейбриела, The Beatles и Тома Петти. В 2022–2024 годах Эндрю Уотт успел поработать над новыми альбомами Игги Попа и The Rolling Stones, а также заработал Grammy за следующий альбом Оззи «Patient Number 9» и помог Марку Ронсону в создании саундтрека к «Барби». Теперь Уотта позвали продюсировать диск Pearl Jam.
Если студийный гуру Рик Рубин (Beastie Boys, Run DMC, Джонни Кэш) стоял у истоков нескольких новых стилей и придумал методы «вытаскивания» хитов из подсознания музыкантов, то Эндрю Уотт не заставляет своих клиентов изобретать себя заново и перестраиваться психологически. Его основная работа — радиоформатный поп. В те же годы, когда он работал с Metallica, Оззи, Игги Попом и The Rolling Stones, в других папках его компьютера были треки Майли Сайрус, Элтона Джона, Поста Мэлоуна и Джонгука из корейской группы BTS. И сколько бы, скажем, тот же Пост Мэлоун ни нагонял на себя брутальности, он остается поп-артистом, чья музыка должна прежде всего хорошо восприниматься на радио и в топовых плейлистах.
И все же успех работы с Оззи обратил на Эндрю Уотта внимание самых больших звезд рока, вот и Пол Маккартни вроде бы что-то с ним затевает. Уотт просит клиентов «быть собой», но в худшем смысле, а именно соответствовать стереотипам. Слушатели никогда не могли предсказать, какой следующий фортель выкинет Игги Поп — запоет по-французски, сойдется с джазменами-авангардистами или споется с балканскими композиторами. Но с Эндрю Уоттом он записал полный стереотипов рок-альбом с «обычными подозреваемыми» в аккомпанирующей группе. Уотт выжал из The Rolling Stones максимум энергии, но шока не было и ни одна мелодия не поразила воображение. А в альбомах Оззи Осборна, сделанных с Уоттом, главным сообщением было «певец скорее жив».
На альбоме Pearl Jam «Dark Matter» есть мастерски выписанные стадионные хиты, но группа отстранилась как от экспериментаторского духа, которым был пронизан предыдущий диск «Gigaton» (2020), так и от канонического гранж-звучания своего первого альбома «Ten» (1991). Напор песен «React, Respond», «Dark Matter» и «Running» достоин самой высокой оценки, как и готовый гимн для митингов «Got To Give». Альбом тащат вперед гитаристы группы Стоун Госсард и Майк Маккриди, к которым присоединился виртуоз Джош Клингхоффер (Red Hot Chili Peppers, Sparks, Jane’s Addiction), их звук и техничность мало с чем можно сравнить на сегодняшней сцене. А вот Эдди Веддера Эндрю Уотт как будто вылечил от многолетней болезни, которая была такой же важной частью саунда группы, как и гитары. И в целом «Dark Matter» звучит так, словно музыканты получили приказ: играть сразу пожирнее, чтобы слушатель, не дай бог, не потянулся к ручке громкости. И взяли под козырек.