«Эта ситуация чревата новой гонкой ракетных вооружений»
Академик РАН Алексей Арбатов — о размещении американцами ранее запрещенных комплексов в Азии
США на минувшей неделе впервые развернули ракетные комплексы наземного базирования средней дальности в Азиатско-Тихоокеанском регионе (см. “Ъ” от 16 апреля): на Филиппины в рамках учений были переброшены армейские системы Typhon. Ранее такие вооружения были запрещены по российско-американскому Договору о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. В МИД РФ предупредили, что появление американских наземных ракетных комплексов средней и меньшей дальности в любом регионе может привести к тому, что Россия откажется от своего добровольного моратория на размещение таких систем на своей территории. О подоплеке и возможных последствиях этой ситуации корреспондент “Ъ” Елена Черненко поговорила с руководителем Центра международной безопасности ИМЭМО РАН академиком Алексеем Арбатовым.
— Чем чревата эта ситуация?
— В целом эта ситуация чревата новой гонкой ракетных вооружений в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Мотивы Соединенных Штатов для возможного развертывания этих систем вполне понятны. И здесь стоит вспомнить историю. Когда в конце 1970-х годов Советский Союз достиг паритета и лишил Соединенные Штаты преимущества по стратегическим баллистическим ракетам с разделяющимися головными частями, США прибегли к асимметричному следующему ходу.
Ссылаясь на советские ракеты средней дальности «Пионер» (SS-20), они в 1983 году приступили к развертыванию в Европе ядерных ракет Pershing II и крылатых ракет Gryphon, с тем чтобы получить асимметричное преимущество. Ракеты средней дальности Советского Союза до США не доставали, а запланированные 600 американских ядерных ракет (заметьте, сейчас по Договору о стратегических наступательных вооружениях, ДСНВ-3, сторонам разрешено иметь по 700 стратегических носителей) из Европы достигали с кратчайшим временем предупреждения самых чувствительных целей, в том числе центров размещения государственного руководства и управления стратегическими силами.
Это вызывало в Советском Союзе очень большое беспокойство, но вскоре политическая ситуация изменилась, и в 1987 году был заключен Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. Это стало великим историческим прорывом, хотя потом в России на всех уровнях ругали тот договор, поскольку наших ракет было снято вдвое больше. Однако дело было не в арифметике, а в стратегической высшей математике. Советский Союз избавился, по сути, от стратегической ядерной угрозы, а Соединенные Штаты устранили угрозу не себе, а только своим европейским союзникам. На потенциал стратегического удара по США тот договор никак не повлиял, ведь наши ракеты средней дальности до них не доставали.
— Вы намекаете на то, что история повторяется?
— Вот именно. Они (США.— «Ъ»), судя по всему, работают по трафарету и сейчас, как мне кажется, решили воспроизвести эту партию с Китаем. Поднебесная развивает свои стратегические силы, видимо рассчитывая выйти на паритет с Соединенными Штатами, чтобы и в этой области сравняться с ними. Соединенные Штаты это весьма беспокоит, поскольку им впервые в истории предстоит противостоять на условиях паритета двум ядерным сверхдержавам. По всей видимости, они решили по второму разу разыграть ту же карту и развернуть вблизи Китая ракеты средней дальности, на что Китай не может ответить симметрично по геостратегическим причинам.
— А в военном смысле это создаст риск для КНР?
— Конечно. Пусковые установки Typhon могут запускать ракеты как меньшей дальности на основе системы SM-6 (до 500 км), так и крылатые ракеты средней дальности типа Tomahawk (до 1,8 тыс. км). Если в будущем их заменят на гиперзвуковые системы достаточной дальности (например, до 2,8 тыс. км, как у системы Dark Eagle), то подлетное время будет минимальным. Хотя они сейчас создаются под высокоточные обычные боеголовки, эти системы поставят под удар самые чувствительные центры военно-политического руководства, да и стратегические силы Китая, если будут развернуты в достаточном количестве.
Главный мотив американцев — одним камнем убить двух зайцев и создать военный противовес одновременно системам средней дальности и стратегическим вооружениям Китая, не ограниченным никакими договорами. Тут же кроется и еще один резон: заставить Китай сесть за стол переговоров об ограничении и стратегических вооружений, и систем средней дальности. Правда, США еще для себя не сформулировали, какие принципы могли бы лечь в основу этих переговоров, но в любом случае хотят создать рычаг политико-психологического давления на Пекин.
— То есть Китай — первостепенный фактор для США при развертывании новых видов вооружений?
— Конечно. Сейчас речь идет о Филиппинах, и это якобы учебное развертывание направлено исключительно против Китая. Если бы они имели в виду Россию, то развернули бы их в Европе, пользуясь нынешней напряженной атмосферой. Некоторые европейские страны, я думаю, с радостью согласились бы на такой шаг.
— В Европу несколько месяцев назад впервые завозилась схожая установка, она была задействована в рамках учений на датском острове Борнхольм.
— Да, и тогда был послан некий сигнал Москве. Но нынешняя система с ракетой SM-6, скорее всего, промежуточный, экспериментальный вариант. Если что-то станут развертывать на постоянной основе, то, наверное, это будут более продвинутые системы — крылатые ракеты Tomahawk или разрабатываемые гиперзвуковые ракеты средней дальности. Они будут направлены прежде всего против КНР.
Но на ракете же не написано «по Китаю» или «по России». Скажем, в случае развертывания на Гуаме нам опасаться нечего, это слишком далеко. Но размещение в Японии, Южной Корее уже другая история. Весь наш Дальний Восток оказывается под ударом. И поэтому Россия уже предупредила, что она ответит на это симметрично, отказавшись от добровольного моратория на размещение наземных ракетных комплексов средней дальности на своей территории. Кстати, у нас в свое время была крупная группировка ракет средней дальности в Сибири, но она не затрагивала территорию США, а предназначалась в основном против Китая.
— И США опять получат асимметричное преимущество, как в начале 1980-х годов?
— Не совсем, теперь для Соединенных Штатов это может быть хуже, чем при развертывании систем средней дальности в Европе. Ведь на Дальнем Востоке — об этом часто забывают — мы соседи с американцами. Развертывание российских ракет средней дальности в некоторых районах Дальнего Востока может непосредственно поставить под удар американскую территорию. Например, с Чукотки и Камчатки до Аляски рукой подать.
Аляска буквально напичкана американскими стратегическими и иными важными военными объектами. Там развернуты их главная система противоракетной обороны, система предупреждения о ракетном нападении, авиация. Это касается и других штатов западного побережья: там главная база стратегических подводных лодок, позиционный район ПРО, ракетный испытательный полигон, крупные административно-промышленные центры.
Американцы часто не продумывают такие многоходовки. Они полагают, что какой-то шаг изменит ситуацию в их пользу, а на самом деле встречные ходы другой стороны оставят их в проигрыше, как случалось не раз в годы холодной войны. Впрочем, не только они грешат такими просчетами. Так или иначе, развертывание нового раунда гонки вооружений в Азиатско-Тихоокеанском регионе нанесет ущерб безопасности США, а не только Китая и России.
— В последнем докладе Исследовательской службы Конгресса США (Congressional Research Service) необходимость развертывания новых комплексов объясняется так: «Усовершенствование российских и китайских артиллерийских систем представляет собой вызов для армии США. Совершенствование артиллерийских систем с большей дальностью стрельбы, развертывание беспилотных летательных аппаратов и распространение специальных боеприпасов (таких как высокоточные, термобарические, барражирующие и высокоточные боеприпасы) вновь усилили обеспокоенность по поводу потенциального воздействия российских и китайских ударных средств на боевые операции и наземные боевые системы США. В ответ на это армия США стремится повысить свою способность наносить так называемые дальнобойные высокоточные удары путем модернизации существующих артиллерийских и ракетных систем, разработки новых, более дальнобойных систем и гиперзвукового оружия, а также модификации существующих авиационных и морских снарядов для наземного запуска». Как вы оцениваете эту аргументацию?
— Система Typhon многоцелевая и может заряжаться ракетами разного типа и разной дальности, в том числе для использования в оперативно-тактических целях. Таких средств есть немало у России и КНР, тут соревнование идет всегда, а сейчас оно демонстрируется со стороны России и стран НАТО в боевых действиях на Украине. Военно-политическую важность имеют именно ракеты средней дальности, развернутые вблизи территории другой стороны. Они обретают стратегическое значение как средство удара по ее центрам военно-политического управления и силам стратегического сдерживания. Поэтому заключение ДРСМД в 1987 году стало важнейшим поворотным моментом в истории ядерного разоружения и открыло путь к сокращению стратегических вооружений начиная с Договора о стратегических наступательных вооружениях (ДСНВ-1) от 1991 года.
— Президент РФ Владимир Путин дважды предлагал США и их союзникам договориться по поводу режима, который мог бы заменить развалившийся ДРСМД. В сентябре 2019 года, а затем в сентябре 2020-го Россия предлагала официально закрепить мораторий на размещение ранее запрещенных по этому договору систем где-либо, выражая готовность обсуждать в том числе меры верификации таких договоренностей. Но тогда ни США, ни страны НАТО в целом не заинтересовались этой инициативой. Желание обсудить ее они изъявили только в январе—феврале 2022 года, когда уже для России эта тема не была приоритетом. Как вы считаете, почему западные страны не восприняли всерьез предложение Москвы и вернулись к нему, когда было уже поздно?
— Вспомним, с чего весь сыр-бор начался? С того, что президент (США Дональд.— «Ъ») Трамп объявил, что он собирается выйти из Договора по ракетам средней и меньшей дальности не только потому, что Россию обвинили в нарушениях, но более всего потому, что Китай якобы развертывает тысячи ракет средней дальности, которые держат под ударом всю западную часть Тихого океана, всех американских союзников. Предположительно сил авиации и флота американцев на Тихом океане было недостаточно, потому что все их аэродромы и военно-морские базы на островах вдоль китайского побережья могли оказаться под ударом ракет КНР. Наземно-мобильные ракеты считались более живучим и эффективным средством сдерживания. Если речь пойдет о размещении на Гуаме (что легче в политическом отношении — как на подконтрольной США территории), то это будет, скорее всего, тыловое базирование. В случае обострения ситуации американские ракеты можно перебросить на базы ближе к континентальному Китаю.
— Ну да, тогдашний советник президента США по национальной безопасности Джон Болтон, когда приезжал в Москву анонсировать выход из ДРСМД, в интервью «Ъ» даже не скрывал, что именно Китай, а не якобы имевшие место российские нарушения — главный фактор для США.
— Россия в целях разрешения противоречий по соблюдения ДРСМД пошла далеко, согласившись в том числе на верификацию отсутствия крылатых ракет 9М729 на своей европейской части, даже несмотря на то, что власти РФ отвергали обвинения США в свой адрес и подчеркивали, что эти ракеты не подпадали под статьи ДРСМД. Но для США уже в то время главной проблемой был Китай. Интересно, что администрация (президента США Джо.— «Ъ») Байдена, отменив ряд ядерных программ времен Трампа, новые наземные ракетные системы средней дальности отменять не стала — наоборот, продолжила развивать.
— Можно ли сейчас еще предотвратить гонку вооружений в сегменте наземных ракетных систем средней и меньшей дальности? Ведь в Пентагоне уже объявили, что до конца года разместят новые комплексы в Азиатско-Тихоокеанском регионе на постоянной основе.
— После денонсации ДРСМД Москва предлагала договориться о моратории на размещение таких систем, и среди прочего эта инициатива вошла в пакет договоренностей, который был передан США и НАТО в декабре 2021 года. США и страны—члены альянса отвергли большинство содержавшихся в этих документах требований, но согласились обсудить мораторий на развертывание наземных систем средней и меньшей дальности. Однако на тот момент это был уже периферийный вопрос, вся картина отношений России и Запада радикально изменилась.
И сейчас общая ситуация для этого неблагоприятна. Россия несколько раз отвергла предложение США начать переговоры по договору на смену истекающему в 2026 году ДСНВ-3. По мнению российской стороны, сейчас для этого нет условий, поскольку США ставят перед собой цель «стратегического поражения» России на Украине и оказывают на нее беспрецедентное санкционное давление. На этом фоне взять и выборочно поставить вопрос неразмещения ракет средней дальности в Азии было бы весьма искусственно, тем более что есть третья сторона, которая в этом вопросе играет решающую роль.
— Правильно ли я вас понимаю, что дипломатическим путем этот вопрос уже не урегулировать?
— Дипломатическое урегулирование проблемы было бы лучше, чем втягивание в новый канал гонки вооружений в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Помимо общей неблагоприятной для контроля над вооружениями ситуации здесь уже присутствуют не два игрока, а как минимум три, что, конечно, сильно осложняет дипломатическую работу. Однако при изменении политической ситуации к лучшему и в контексте возобновления переговоров России и США по стратегическим вооружениям одним из первостепенных шагов должен стать возврат к проблеме ракет средней дальности. Даже если какое-то их количество будет к тому времени развернуто, опыт переговоров по ДРСМД поможет обратить этот процесс вспять — возможно, уже в трехстороннем формате.