От науки до практики и назад

Ректоры и работодатели присматриваются к новой системе высшего образования

Представители «пилотных» вузов, чиновники и работодатели обсудили промежуточные итоги пробного применения обновленной системы высшего образования, которая по замыслу реформаторов должна заменить бакалавриат и магистратуру. Шесть российских вузов уже год используют в своей работе новые программы, и вот их руководители поделились впечатлениями. Ректор МАИ Михаил Погосян воодушевлен отечественной системой, которую вуз вводит в сотрудничестве с индустрией: он пообещал, что в новом учебном году его вуз уже не будет набирать бакалавров и магистров. НИТУ МИСИС также намерен глубоко проработать новые программы с потенциальными работодателями. Однако госкомпании и Минобрнауки высказали опасения по поводу «перекоса в практическую составляющую» и напоминают о важности фундаментальной научной подготовки студентов.

Минобрнауки проследит, чтобы практикоориентированный подход к высшему образованию не оставил студентов без фундаментальных знаний

Фото: Петр Кассин, Коммерсантъ

Еще в мае 2022 года Минобрнауки анонсировало отказ от так называемой Болонской системы и пообещало создать собственную уникальную модель высшего образования. Чиновники предложили заменить систему «бакалавриат—магистратура» на два других уровня образования — базовый (БВО) и специализированный высший (СПВО) с последующей аспирантурой. Срок обучения для БВО составляет от четырех до шести лет, а для специализированного — от года до трех. В мае 2023 года в шести вузах стартовал пилотный проект по переходу на новую систему. В нем участвуют МАИ, НИТУ МИСИС, МПГУ, Балтийский федеральный университет, Петербургский горный университет и Томский госуниверситет.

«Вузы и направления подготовки были отобраны с учетом потребностей индустрии и затронули все сферы — от социально-экономической до педагогической,— поясняли в Минобрнауки. — Но основной упор делался именно на технические специальности, в выпускниках которых сейчас особенно заинтересована индустрия». Сейчас пилотный проект реализуется на 113 специальностях (53 — уровня БВО, 18 — СПВО и 42 — аспирантуры). На них учатся 5314 человек (4608 — на бюджетных местах, еще 706 — на платных и целевых). В следующем учебном году пилот планируется расширить до 173 направлений (79 — БВО, 48 — СПВО и 46 — аспирантура).

В пятницу в МАИ на экспертном совещании «Развитие специализированного высшего образования как инструмента подготовки кадров для перспективных задач индустрии» представители вузов обсудили с чиновниками и потенциальными работодателями, как продвигается пилотный проект.

Начальник отдела методологии департамента госполитики в сфере высшего образования Минобрнауки Татьяна Попова сразу предупредила, что говорить о результатах пилота «пока сложно» и критерии оценки его эффективности «сейчас находятся в стадии активного обсуждения». Основным достоинством новой системы она назвала «увеличение автономии» образовательных организаций: «Теперь вузы сами могут регулировать сроки подготовки, определяя их под конкретных работодателей. Поэтому становится гораздо больше практикоориентированных предметов». Впрочем, у этого есть и минусы: «наметился сдвиг в практику за счет базовых знаний».

Сейчас ведомство размышляет, как закрепить в новых программах обязательность теоретической подготовки.

Ректор МАИ Михаил Погосян сообщил, что в новом учебном году в его вузе не будет набора по программам бакалавриата и магистратуры: все абитуриенты будут поступать только по трекам БВО и СПВО. «Со сроками обучения на БВО все достаточно определенно. Инженеров, в которых заинтересованы производственники, мы готовим 5,5 лет. Именно такой срок обучения выбирают и корпорации для своих целевых студентов,— рассказал ректор.— А вот сроки специализированного ВО надо рассчитывать под конкретные задачи». Так, в МАИ считают достаточным двухгодичное СПВО для общеинженерных и социогуманитарных направлений. А в IT и конструкторских специальностях срок обучения должен определяться «тематической близостью» предыдущей ступени образования. Господин Погосян отдельно добавил, что однолетние программы СПВО необходимо разрабатывать вместе с промышленниками, совместно определяя, «под какие задачи нужны специалисты, кто будет на них поступать и смогут ли корпорации оплачивать их обучение».

Госпожа Попова заверила, что Минобрнауки будет «тщательно отслеживать судьбу» первых выпускников одногодичного СПВО и «анализировать процесс их трудоустройства».

И. о. проректора по образованию МИСИС Андрей Воронин рассказал, что вуз пока не переходит полностью на новую систему. «Под каждую новую образовательную программу мы ищем партнера из индустрии. И сразу совместно обсуждаем "дорожную карту" специальности»,— пояснил он. В следующем учебном году МИСИС намерен преподавать программы по металлургии и технологическому машиностроению уже по новым стандартам.

Директор по управлению персоналом «Ростеха» Юлия Цветкова заявила, что компания готова разрабатывать образовательную программу совместно с вузами. Она отметила, что вузы отбирают на совместные с «Ростехом» программы СПВО или магистратуры именно тех студентов, кто на первой образовательной ступени уже обучался в сотрудничестве с компанией. «Мы стараемся "перекидывать мостики", чтобы предметы БВО бесшовно углублялись в рамках СПВО и не были полностью незнакомыми»,— пояснила госпожа Цветкова.

И добавила, что «перекидывать мостики» нужно еще в школе, поэтому работодателям необходимо сотрудничать со специализированными лицеями и внедрять там проектную деятельность.

«Личный наставник от корпорации, трудоустройство с первого курса, ориентированные на запросы работодателей проектные работы, влияние на методологию и наполнение программы — все это позволит эффективно готовить кадры для производства»,— уверена Юлия Цветкова. Директор административного департамента «Роскосмоса» Дмитрий Шишкин, как и представитель Минобрнауки, видит «перекос специализированного ВО в практическую составляющую». По его словам, до трети деятельности корпорации — это исследования. Поэтому в «Роскосмосе» надеются на более детальную проработку программ СПВО, «которые приведут студента в аспирантуру и научную деятельность, а не сразу на производство».

Первый заместитель гендиректора Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) Александр Медведский признал: «Несмотря на все меры соцподдержки, удержать молодежь в науке очень сложно». Подготовку кадров для авиационных исследователей он сравнил с процессом разработки двигателей: «Этот процесс может занять до 30 лет, зато результат будет стабильным». Поэтому он попросил чиновников «принять меры для продуманной образовательной политики в области аспирантуры» и предложил «встретиться обсудить эту тему отдельно». Выслушав коллег, представитель Союза машиностроителей России Наталья Попова многозначительно заметила: «Самой непростой задачей для производственников станет удержать у себя сотрудников с таким хорошим образованием».

Полина Ячменникова

Вся лента