Родился, вырос, пригодился
Молодежи определят роль в экономике
Молодежную политику в России адаптируют под нужды экономики — запрос на ее корректировку продиктован проблемами на рынке труда. В рамках двух нацпроектов, «Молодежь и дети» и «Кадры», правительство должно создать инфраструктурные возможности для реализации потенциала молодежи и задать вектор профессионального развития этой когорты в соответствии с кадровыми потребностями рынка. Эксперты отмечают, что до сих пор молодежная политика была бессистемной и недостаточно эффективной — появление четких целей и механизмов будет способствовать улучшению человеческого капитала. Однако, как следует из заявлений чиновников, к молодежи предъявляется множество запросов: от научных разработок и стартапов до создания многодетных семей. Риски этой модели сопряжены с недостаточным учетом потребностей самой молодежи.
Дефицит кадров на рынке труда, ограничивающий рост и структурную трансформацию российской экономики, подтолкнул власти к переосмыслению молодежной политики и запуску новых нацпроектов для развития человеческого капитала. Уже в 2024 году власти запустят новый нацпроект «Молодежь и дети», а в 2025-м — нацпроект «Кадры». В паре они позволят создать в стране инфраструктуру для развития и самореализации молодежи и скоординировать возможности системы образования с потребностями рынка труда.
О потребности переосмыслить систему подготовки кадров на протяжении 2023 года неоднократно говорили работодатели. Так, после адаптации к санкционным шокам 2022 года компании активизировали наем и к началу 2024 года оказались практически не способны закрыть вакансии на волне восстановления и расширения бизнеса: работодатели переманивают друг у друга специалистов, увеличивая фонд оплаты труда опережающими темпами, расширяют программы «доращивания» кадров внутри компании, а в процессы найма линейных сотрудников уже включается руководство, не уверенное в работе своих HR-служб. Однако эффективность таких решений сильно ограничена в условиях преобладающего над предложением спроса на кадры.
Проректор Высшей школы экономики Сергей Рощин объясняет, что в 2000–2010 годах российская экономика развивалась в ситуации достаточного количества человеческих ресурсов, а в ближайшие годы будет развиваться в условиях ограничений. «Сейчас на рынке серьезнейший дефицит кадров. Это заметно и по беспрецедентно низкому уровню безработицы, по росту заработных плат. Молодежь — часть рынка труда, причем его дефицитная часть. Практически на четверть сократилась когорта молодых людей, а это носители нового знания, технологий»,— говорит эксперт.
Долгое время работодатели неохотно нанимали молодых людей, ссылаясь на недостаток у них необходимых для работы навыков и компетенций. Еще в декабре 2023 года данные рекрутеров свидетельствовали об относительно низком спросе на молодых соискателей по сравнению с работниками более старшего возраста. Директор по кадровой политике РАНХиГС Владимир Ямкин ключевыми проблемами трудоустройства молодежи называет ограниченные возможности для совмещения обучения и работы, отсутствие баланса между спросом и предложением в сегменте рынка молодых специалистов и отсутствие опыта работы при выходе молодежи на рынок труда.
Уровень безработицы среди молодежи традиционно выше, чем в целом по рынку (2,8% в феврале 2024 года и 3,2% по итогам 2023-го). Однако среди молодежи этот показатель также сокращается — 5,1% в 2023 году против 6,8% в 2019-м, сообщала вице-премьер Татьяна Голикова. По словам Сергея Рощина, сейчас работодатель нанимает всех, молодежь в том числе.
Задача новых нацпроектов — подготовить молодые кадры, востребованные рынком. Для этого правительство будет ежегодно формировать пятилетний прогноз потребности в кадрах как на уровне всей экономики, так и в разрезе отдельных регионов, отраслей и профессий. На основе этих данных будут приниматься управленческие решения.
Пока содержание нацпроектов формируется правительством, однако уже известно, что значительная часть мероприятий касается модернизации существующих и строительства новых объектов учебной инфраструктуры: от школ до колледжей и общежитий. Нацпроект «Молодежь и дети» сконцентрируется на создании возможностей для развития молодежи по разным трекам — это и предпринимательство, и волонтерская деятельность, и лидерские проекты.
Нацпроект «Кадры» сосредоточится на профессиональном развитии молодежи: приоритет на ближайшие годы — восполнение дефицита «синих воротничков». Поэтому ядром нацпроекта станет стартовавшая в 2022 году программа «Профессионалитет» по созданию образовательно-производственных центров, где учебные заведения и работодатели совместно готовят кадры для приоритетных отраслей. Первые выпускники проекта выйдут на рынок уже в этом году — это 138 тыс. человек с инженерным образованием. К 2030 году правительство надеется модернизировать более 1 тыс. колледжей и дать доступ к ним более чем 4 тыс. работодателей, а чтобы привлечь частные инвестиции в переоборудование объектов, власти 28 регионов предоставят компаниям налоговый вычет.
Государство и до 2024 года работало с молодежью, в том числе создавались возможности для ее профессиональной реализации. Однако, по словам собеседников “Ъ”, проблема действующей модели — в отсутствии скоординированной и централизованной работы. Председатель комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов напоминает, что в России действуют различные социальные лифты для молодежи. Это движения и организации, разнообразные структуры на уровне федерального правительства и регионов, регулярные масштабные мероприятия. Однако, по словам депутата, четко выстроенной системной работы с молодежью до сих пор нет. «Работа ведется в отдельных регионах: в Москве есть возможности для реализации в самых разных направлениях, в Татарстане — акцент на спорт: везде баскетбольные, волейбольные, футбольные площадки, спортзалы. В некоторых же субъектах РФ молодежь предоставлена сама себе, а ведь от нее зависит кадровый потенциал страны»,— говорит господин Нилов.
В кадровой компании ManPower считают одним из основных аспектов новой молодежной политики — более активное вовлечение работодателей и кадровых агентств в процесс подготовки молодежи к рынку труда. «Это могут быть партнерства между образовательными учреждениями, предприятиями и кадровыми агентствами для разработки программ обучения, стажировок и практик, которые соответствуют потребностям рынка труда и обеспечивают молодежи необходимые навыки и знания»,— отмечают в компании. В ManPower добавляют, что опыт рынка может быть полезен государству при разработке целенаправленных и эффективных стратегий подготовки молодежи к рынку труда — это и анализ трендов рынка труда, и успешные практики и программы подготовки.
Впрочем, риски будущей модели поддержки молодежи кроются в недостаточном понимании государством и бизнесом приоритетов и потребностей собственно молодого поколения, считают собеседники “Ъ”. Навязанные сверху инициативы будут малоэффективны, поэтому к процессу разработки молодежной политики необходимо привлечь и саму молодежь. «Мы должны ориентироваться и на потребности молодежи, которая хочет гибкости, самозанятости, дистанционной работы — с использованием современных средств и методов. И им нельзя в этом мешать. Приоритет возможностей для удовлетворения индивидуальных потребностей и раскрытия потенциалов — вот какой вектор нужен нашей молодежной политике»,— говорит Ярослав Нилов.
В ManPower считают, что приоритеты молодежной политики должны быть многофункциональными и учитывать разнообразные потребности и интересы молодежи. В кадровом агентстве, например, есть специальная программа стажировок и временных проектов, где молодые люди могут попробовать свои силы в том или ином направлении или проекте и понять, где им будет интереснее развиваться. «Это хороший пример поддержки молодежи, дающий им право собственного выбора. Такой опыт может быть одним из инструментов молодежной политики по управлению потенциалом будущих поколений и развитию кадров»,— говорит представитель агентства.
Партнер кадровой компании Cornerstone Владислав Быханов приводит другой пример, свидетельствующий о разрыве в понимании компаниями и молодыми кадрами ценности работодателя. «По нашему опыту крупнейшие российские компании приходят в недоумение, когда их бренд не находит отзыва у молодежи. Они предлагают соискателям стабильность: зарплата без задержек, официальное оформление, ДМС. Только для молодежи это стандартный набор»,— говорит эксперт. При этом даже выпускники университетов и колледжей не идут на производство, в авиаконструкторы, а идут в торговлю. «Мы им говорим, что мы здесь космические корабли запускаем, но достойные условия труда на предприятии не созданы, а в торговых центрах туалеты чистые, офисы маленькие, но светлые. Нужно начинать с простого»,— напоминает Владислав Быханов.
Росту интереса молодежи к разным специальностям естественным образом способствует улучшение условий труда в соответствующих сегментах рынка. Так, в последние годы произошел важный разворот в выборе школьниками образовательной траектории: количество выпускников со средним профессиональным образованием уже превышает количество выпускников с высшим образованием. По словам Татьяны Голиковой, 66% выпускников девятых классов сейчас выбирают среднее профессиональное образование, тогда как в 2019 году их было 48%. «Высшее образование долго доминировало в России, но сейчас есть существенный спрос на выпускников рабочих специальностей, подкрепляемый ростом зарплат»,— подтверждает Сергей Рощин.
Количество выпускников рабочих специальностей может продолжить расти, в том числе за счет реализации проекта «Профессионалитет». Однако Сергей Рощин обращает внимание: на рынке труда идет игра в пятнашки — человеческие ресурсы в целом ограничены и спрос есть везде. «Появление нужных рынку кадров — это вопрос приоритетов, уровня зарплат. Бизнесу следует активнее взаимодействовать с образовательными организациями на ранних этапах, не дожидаясь, когда выпускники сами придут на предприятия»,— констатирует эксперт.
В свою очередь, Владимир Ямкин отмечает, что крупные финансовые, промышленные и технические компании активно работают с молодежью. «Проводятся дни карьеры в вузах, молодежь знакомят с организациями, которые готовы предоставлять рабочие места для молодых специалистов и вкладываться в их рост и дальнейшее развитие»,— говорит он. По словам Владислава Быханова, практически все молодежные программы компании реализуют собственными силами, выращивая специалистов по системе high potential. Так, предприятия ежегодно набирают минимум 100 человек, бОльшая часть из них отсеивается в процессе естественного отбора, и только 2-3 человека выходят на уровень хай-по, занимая высокие позиции.
Координация и поддержка этой работы со стороны государства повысит эффективность усилий компаний по подготовке будущих кадров для экономики. Однако прежде государству придется приоритизировать собственные запросы к молодежи: пока от нее ждут и производственных подвигов, и вклада в науку, и запуска технологичных стартапов, и исправления демографической ситуации.