«Компании ведут борьбу за каждого специалиста»

Директор по маркетингу и стратегии «НАТЭК-Нефтехиммаш» Дарья Буйлова — о конкуренции предприятий за сотрудников

На российском рынке труда сейчас сложилась непростая ситуация. Безработица находится на рекордно низком уровне, и предприятия испытывают огромный дефицит кадров. Директор по маркетингу и стратегии «НАТЭК-Нефтехиммаш» Дарья Буйлова — о том, как с ним справиться.

Дарья Буйлова

Последние 2 года уровень безработицы в РФ регулярно обновляет исторические минимумы за 20 лет. Какие факторы привели к такому положению дел? Давайте рассмотрим каждый из них.

Нехватка персонала на фоне расширения импортозамещающих производств и увеличения госзаказа наблюдается в машиностроении, химической промышленности, металлургии, строительстве, указывал ЦБ. В связи с ростом числа заказов от государства часть производств в регионах перешла на работу в три и даже четыре смены.

Оказывают сильное влияние и демографические факторы. Текущий дефицит кадров возник не сейчас и не год назад. Эта ситуация, о которой давно предупреждали эксперты, связана с кризисом рождаемости 1990-х годов. С его последствиями рынок труда столкнулся именно сейчас.

В итоге мы видим, что 86% компаний жалуются на нехватку кадров. В крупном бизнесе дефицит персонала ощущается сильнее, чем в небольших компаниях (89% против 85%). Если брать отдельные сферы деятельности, чаще всего о кадровом голоде говорили представители транспортно-логистических компаний и промышленники.

В течение года к этим факторам добавилось активное наращивание производственных мощностей, которое потребовало увеличения числа трудовых ресурсов. «Дефицит квалифицированных кадров возник в экономике в результате форсированного структурного сдвига, связанного с резким ростом объемов выпуска в обрабатывающих производствах», — указывается в прогнозе ИНП РАН.

Чем это может грозить экономике? Кадровый кризис уже привел к опережающему росту зарплат в ряде отраслей. В условиях жесткой нехватки человеческого капитала работодатели готовы идти на многое, чтобы заполучить ценного кандидата в свой штат. Компании ведут борьбу за каждого специалиста: поднимают зарплаты, улучшают условия труда, обучают, развивают корпоративную культуру. Однако проблему с кадрами необходимо решать системно. И для этого использовать весь спектр инструментов, в том числе и от бизнеса. Можно готовить необходимых специалистов в собственных учебных центрах, повышать престиж рабочих специальностей, активно привлекать на производство выпускников вузов и колледжей.

По нашему мнению, необходимо улучшать социальную политику на предприятиях и в компаниях. В частности, вводить ДМС, страхование жизни работников, обеспечивать бесплатным питанием сотрудников. Например, некоторые наши специалисты не проживают в Таганроге, где находится наше предприятие, и мы стали оплачивать проезд или компенсировать стоимость бензина. В случае если сотрудника срочно вызывают на производство, ему оплачивают такси.

За последние пару лет возрастает спрос на повышение квалификации. Для подготовки кадров мы выделяем немалые средства, оплачивая обучение молодых специалистов. С мая этого года вводится система KPI для рабочих специальностей для премиальных начислений в зависимости от производительности труда.

Важно также следить за репутацией компании на рынке — это один из краеугольных камней кадровой политики в наше время. Компания, которая придает большое значение обратной связи от своих сотрудников, конкурентна и чаще успешна, чем те, кто игнорирует положение своей репутации на рынке. Инвестиции в обучение и поиск новых сотрудников значительно превышают расходы на удержание уже опытных специалистов на производстве.

Вся лента