«Русал» смотрит в Азию
Поставки зеленого алюминия открывают новые перспективы
2024 год будет годом нестабильности для алюминия. Аналитики CRU Group насчитывают сразу несколько вызовов для мирового рынка алюминия в текущем году: растущий спрос на лом в Китае, увеличение цен на бокситы, изменение динамики рынка углеродной продукции, рост цен на LME, восстановление экономики и последующий рост спроса на алюминий, увеличение спроса на алюминий с низким углеродом, деглобализация экономики. Наконец, эксперты ожидают снижения экспорта российского алюминия в Европу и дальнейшего его роста в Азию.
Масштабное падение продаж в США
Хотя в отношении российского алюминия не введены санкции, постепенная переориентация компании из западных стран в Азию является устоявшимся трендом.
Российская Алюминиевая ассоциация в декабре 2023 года заявляла, что многие из традиционных рынков сбыта для России потеряны, а работа на других осложнена. В частности, США, Великобритания и Австралия ввели заградительные пошлины на алюминий из РФ (270%, 35% и 35% соответственно), а в ЕС ключевые переработчики сами отказались закупать российский металл.
«Из-за стагнации ряда западных экономик и замедления роста в Азии и, как следствие, профицита металла на мировых рынках значительно обострилась конкуренция по условиям поставки металла, биржевые цены на алюминий находятся на рекордно низком уровне с марта 2021 года, а региональные премии к цене упали до трехлетнего минимума»,— сообщала ассоциация.
По итогам 2023 года «Русал» сократил выручку, полученную в Европе и американском регионе, на 40%, до $3,5 млрд. Причем $3,4 млрд пришлись на Европу, что составило четверть от всех продаж компании в 2023-м. По данным таможенной статистики, США уже не покупают металлы из РФ.
Ключевой поставщик зеленого алюминия
Между тем Китай становится все более важным партнером для «Русала». Во-первых, выручка, получаемая в Китае, удвоилась, достигнув $2,8 млрд. Во-вторых, «Русал» после потери доступа к Николаевскому глиноземному заводу и поставкам из Австралии увеличил закупки глинозема из Китая, необходимого для производства алюминия.
Наконец, в октябре прошлого года «Русал» приобрел 30% в капитале китайского производителя глинозема Hebei Wenfeng New Materials. Однако Китай вряд ли станет удобным рынком для российского алюминия, так как страна сама является крупным мировым производителем.
В то же время развитие экспорта российского алюминия в Китай на фоне отказа от него западных стран оказывает большое влияние на баланс мирового рынка, говорится в отчете о рынке алюминия Wood Mackenzie в 2024 году. «Если потоки российского металла в Китай существенно сократятся, мы увидим наращивание запасов, скорее всего, за пределами системы LME, или сокращения на заводах "Русала"»,— говорится в ее отчете.
«Спрос на импортный алюминий в Китае в настоящий момент во многом определяется действующими внутри страны ограничениями производственных мощностей. Кроме того, в связи со стремлением КНР укрепить свои позиции на рынке электромобилей, а также ввиду общего курса на "озеленение" экономики в Поднебесной увеличивается спрос на алюминий с низким углеродным следом»,— прокомментировали в «Русале» вопросы о спросе в Китае.
На этом фоне «Русал», будучи крупнейшим мировым производителем зеленого алюминия, становится ключевым поставщиком этого металла в Китай, отметили в алюминиевой компании.
Будут ли санкции?
«Русал» сильно пострадал от американских санкций в 2018 году. Но сокрушительный эффект почувствовал и весь мир. Рост цен и паника на рынках были естественным фоном включения компании в SDN-лист. После начала вооруженного конфликта на Украине и санкций стран Запада в отношении российских экспортных товаров обсуждение различных санкций регулярно появлялись в публичном поле.
По сообщению агентства Reuters, индустриальная группа European Aluminium лоббировала введение санкций ЕС на алюминий из России, при этом предлагая вывести из-под удара принадлежащие «Русалу» сырьевые активы в европейских странах, где производятся бокситы и глинозем. Ассоциация ссылалась на то, что ЕС сможет успешно заменить российский алюминий за счет закупок в других странах, а также на фоне профицита, вызванного низким потреблением и ростом местного производства.
Наконец, в апреле США и Великобритания запретили импорт российского алюминия, меди и никеля, а также торговлю металлами на Чикагской товарной бирже и Лондонской бирже металлов. Им запрещено принимать новые партии алюминия, меди и никеля.
Не влияют на способность компании
Впрочем, маловероятно, что запрет закупок алюминия на биржах окажет сильное прямое воздействие на «Русал». Крупные компании, как правило, торгуют по долгосрочным контрактам, а торговлей на бирже занимаются трейдеры. «Русал» заявил, что новые санкции США и Великобритании не влияют на способность компании осуществлять поставки, поскольку не затрагивают глобальные логистические решения компании, доступ к банковской системе и систему производства.
«"Русал" сохранит возможность предоставлять услуги хеджирования своим клиентам, а также сохраняет приверженность рыночному ценообразованию»,— говорится в сообщении алюминиевой компании. Также решение Минфина США не налагает каких-либо новых запретов или требований, касающихся обработки, клиринга или отправки платежей какими-либо банками-посредниками, подчеркнула компания.
«Русал» также обратил внимание на то, что новые санкции не исключают какие-либо бренды компании из листингов LME. Речь идет о приостановке поставок на склады LME и запрете на выпуск варрантов на глобальной бирже металлов в отношении алюминия российского происхождения, произведенного до 13 апреля 2024 года или после этой даты.
Эти меры, судя по всему, касаются исключительно биржи и деривативов, полагает «Русал». Однако, по мнению источника, близкого к компании, санкции ставят под угрозу экспорт «Русала» объемом 1,5 млн тонн. Компания опасается, что кумулятивный эффект санкций приведет к сокращению производства до уровней, близких к минимальным значениям 2008 года. По словам собеседника, среди рисков можно выделить негативное влияние на экспорт полуфабрикатов, самосанкции основных партнеров и отказ переработчиков от российского алюминия в силу того, что на рынке нет надежного механизма отслеживания происхождения металла. Институт экономики роста имени Столыпина считает, для стабилизации отрасли необходимо принять ряд мер, среди которых закупка металла в госрезерв, согласование сокращения производства и льготы по экспортным пошлинам.