«Содержание выставки служит пограничным пространством»
Дмитрий Буткевич — о 60-й Венецианской биеннале
Обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Буткевич рассказывает, какие работы будут представлены в рамках темы «Stranieri Ovunque — Foreigners Everywhere».
La Serenissima, Венеция, открыла свои сады Джардини, Арсенал и прочие бесчисленные палаццо с живописью Тьеполо и Понтормо на стенах и куполах. Открыла для событий 60-й Венецианской биеннале современного искусства.
Выставка, куратором которой в этом году является Адриано Педроса, художественный руководитель Музея искусств Сан-Паулу (Бразилия), называется «Иностранцы повсюду» («Stranieri Ovunque — Foreigners Everywhere») и посвящена художникам из числа коренных народов и художникам Глобального Юга.
Как отмечают эксперты, на этот раз явно лидирует Арсенал, более «новая», так сказать, биеннальная часть. Экспозиция бывшей ремонтной базы морского флота открывается работой «Такапау» (2022) коллектива Mata Aho. Это огромное краснокирпичное типичное арсенальное помещение, медитативное, тускло освещенное пространство, в котором серые стяжки из полиэстера подвешены на потолке и скреплены между собой.
Коллектив Mata Aho образован в 2012 году четырьмя художниц маори, представляющими коренное население Новой Зеландии: Эреной Бейкер, Сарой Хадсон, Бриджит Ревети и Терри Те Тау. Они всегда делают крупномасштабные произведения искусства на основе волокна. Такапау — это тканая циновка, используемая во время родов в культуре маори, и это слово, обозначающее момент рождения, «переход между светом и тьмой, Те Ао Марама (царство света) и Те Ао Атуа (царство богов)», согласно тексту на стене.
А в центральном павильоне биеннале в Джардини на фасаде взрывается цветом фреска бразильской группы Mahku. Мурал рассказывает историю народа хуни куин (коренного народа бразильской Амазонии и части Перу); история о kapewe pukeni (мост из кожи аллигатора), миф о пересечении Берингова пролива, который когда-то соединял Азию и Северную Америку по суше.
Каждая работа — это переход из одного пространства в другое, а все содержание выставки, как считают некоторое наблюдатели, служит пограничным пространством, через которое вы проходите, прежде чем перейти к следующей фазе современного искусства.