Новый штурм Китайской стены
Энтони Блинкен летит в Китай отговаривать Пекин от сотрудничества с Москвой
Госсекретарь США Энтони Блинкен в среду прибудет с трехдневным визитом в Китай. Его поездке предшествовала целая череда контактов между американскими и китайскими официальными лицами, включая телефонный разговор лидеров двух стран в начале апреля. Но пока частое общение так и не помогло Вашингтону и Пекину решить хоть что-то из огромного списка проблем в отношениях между ними. Более того, в последние недели Штаты стали все активнее обвинять Китай в поддержке российского ВПК. Одна из целей визита господина Блинкена в КНР — добиться от Китая прекращения материально-технического содействия Москве. Однако вряд ли госсекретарь США сможет предложить Пекину что-то существенное взамен или чем-то его напугать.
Второй менее чем за год визит госсекретаря США Энтони Блинкена в Китай начнется 24 апреля с посещения Шанхая, после чего глава американской дипломатии перелетит в Пекин для встреч с высокопоставленными китайскими чиновниками, включая главу МИД КНР Ван И, сообщил Госдепартамент в субботу. Вполне вероятно, что американский гость будет принят и председателем КНР Си Цзиньпином, однако, по сложившейся традиции, официально об этом почти наверняка будет объявлено лишь за считаные часы до встречи.
В ходе визита господин Блинкен намерен вновь обсудить уже ставший стандартным набор «двусторонних, региональных и глобальных вопросов», включая Ближний Восток, конфликт на Украине, Южно-Китайское море и Тайваньский пролив, отметило ведомство. Кроме того, по словам официального представителя Госдепартамента Мэттью Миллера, госсекретарь намерен сообщить о прогрессе в «возобновлении сотрудничества в сферах борьбы с наркотиками, связей между военными, искусственного интеллекта и укрепления гуманитарных связей» и вновь подтвердить, насколько двум странам важно «ответственно управлять конкуренцией, даже в тех областях, где две страны расходятся во мнениях».
Отчасти грядущая поездка стала реализацией договоренности лидеров США и Китая Джо Байдена и Си Цзиньпина поддерживать открытыми контакты на высшем и высоком уровнях, которой они достигли во время личной встречи в Сан-Франциско в прошлом ноябре.
С тех пор лидеры двух стран успели обстоятельно пообщаться по телефону сами, а также возобновить активный диалог по линии министерств. Так, всего пару недель назад в Китае побывала министр финансов США Джанет Йеллен, вскоре после чего состоялся и первый с ноября 2022 года часовой телефонный разговор главы Пентагона Ллойда Остина с главой китайского минобороны Дун Цзюнем.
Но пока все эти контакты так и не конвертировались в какое-либо реальное сближение позиций. Более того, в последнее время США, напротив, удвоили давление на Китай. 17 апреля Белый дом сообщил о планах Джо Байдена поднять тарифы на импорт стали и алюминия из Китая (с 7,5% до 22,5%), а также инициировать расследование «недобросовестных практик» Пекина в сфере судостроения, судоходства и логистики.
Заметно активизировались и нападки на Китай в политической плоскости, прежде всего по теме приписываемой Пекину поддержки российского военно-промышленного комплекса, которая, по мнению США, прямо содействует преимуществу России в конфликте на Украине. «Мы видим, как Китай делится станками, полупроводниками и другими предметами двойного назначения, которые помогли России восстановить оборонно-промышленную базу, деградации которой так сильно помогли санкции и экспортный контроль,— отметил Энтони Блинкен в минувшую пятницу.— Теперь, если Китай, с одной стороны, заявляет о желании хороших отношений с Европой и другими странами, то, с другой стороны, он не может подпитывать самую большую угрозу европейской безопасности со времен окончания холодной войны».
При этом в Вашингтоне уже не раз давали понять, что не намерены ограничиваться только грозной риторикой.
США «очень откровенно» высказывают свои опасения и «привлекут Китай к ответственности» за его действия, заявил на днях заместитель госсекретаря Курт Кэмпбелл.
При этом в Вашингтоне уже назвали вероятный вид «наказания»: как заявила по итогам своей поездки в КНР глава Минфина Джанет Йеллен, китайские компании и банки, обслуживающие трансакции, связанные с поставками продукции двойного назначения в Россию и не только, подпадают под риски американских санкций. И как утверждает британская газета Financial Times со ссылкой на источники, пригрозить китайским властям санкциями за поддержку, которую они якобы оказывают оборонно-промышленному комплексу России, намеревается теперь и господин Блинкен.
На этот и без того конфликтный фон накладывается недовольство США тем, что Китай в недостаточной мере влияет на политически близкий ему Иран, чтобы тот, в свою очередь, сдержал подконтрольные ему исламистские группировки на Ближнем Востоке, а также участившаяся критика американцами Китая за его «агрессивные» действия в спорной акватории Южно-Китайского моря.
Наконец, и это главное, Вашингтон и Пекин так и не сгладили противоречия относительно Тайваня, поддержка которого американцами всегда была главным раздражителям для Китая и той «красной линией», переступать которую Пекин американцам ни в коем случае не советовал. Но те по-прежнему жестко критикуют Пекин за частые военные маневры у острова (который КНР считает своей неотъемлемой территорией, что, кстати, официально, признают и США), а также продолжают поддерживать Тайбэй вооружениями и финансами.
Как раз за считаные дни до визита Энтони Блинкена Палата представителей Конгресса США наконец поддержала законопроекты об оказании военной помощи Украине, Израилю и Тайваню. Для «противодействия коммунистическому Китаю и обеспечения сильного сдерживания в регионе» союзникам в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), включая Тайвань, выделили $8,12 млрд (сюда вошли $3,3 млрд на развитие инфраструктуры подводного флота и $2 млрд иностранного военного финансирования для всех союзных стран региона).
Но и самого факта поддержки острова, вне зависимости от ее объемов, наверняка хватило, чтобы подогреть недовольство Пекина. Так же подействовало и анонсированное американскими чиновниками намерение господина Блинкена попросить Пекин избегать «провокационных» мер на время инаугурации нового главы тайваньской администрации Уильяма Лая 20 мая. Наконец, Пекин вряд ли обрадовал принятый Палатой представителей 20 апреля отдельный законопроект, обязывающий китайскую компанию ByteDance продать долю в соцсети TikTok в течение девяти месяцев либо покинуть американский рынок.
Пока что в Китае воздержались от открытых официальных комментариев по поводу американских денег для Тайваня, но в целом через свои СМИ успели критически высказаться об общем пакете помощи для Украины, Израиля и стран АТР, а также по поводу обвинений в «поддержке Китаем России».
Так, согласно резюме китайской газеты Global Times, пакет иностранной помощи стал «отражением неважной работы администрации Байдена по ведению иностранных дел». «Когда Байден понял, что США не под силу решить российско-украинский конфликт, он заставил Палату представителей принять законопроект о поддержке Украины, чтобы продемонстрировать свою силу и замутить воду с целью выкрутиться, свалив вину за неудачу США на "поддержку" России Китаем»,— отметило издание со ссылкой на мнение ряда китайских экспертов. Ранее то же издание подчеркнуло, что попытки США посеять раздор «бессмысленны», поскольку «Китай будет и впредь дорожить своими взаимодополняющими отношениями с Россией».
Даже сотрудничество Китая и США в борьбе с наркотиками, в связи с которым страны учредили в январе рабочую группу и которое до недавнего времени преподносилось в качестве главного успеха американской дипломатии, оказалось во многом пирровой победой. 16 апреля специальный комитет Палаты представителей по Китаю обнародовал 64-страничный доклад, главный вывод которого свелся к тому, что Пекин на деле вовсе не борется с потоками наркотиков в США. Напротив, китайское правительство предоставляет госсубсидии в виде налоговых скидок компаниям, производящим синтетические наркотики, при условии, что они будут продавать их за пределами Китая, гласит один из выводов доклада. «То, что мы здесь видим,— это спонсируемая государством травля Соединенных Штатов от имени китайской коммунистической партии»,— отреагировал на эти выводы сенатор Джейк Окинклосс на слушаниях в комитете, посвященных выводам доклада.
Из всего этого следует, что разговор американского секретаря с китайскими официальными лицами вряд ли станет конструктивным диалогом, выводящим на конкретные договоренности, а скорее в очередной раз выльется в изложение сторонами своих многочисленных взаимных претензий.