Магнитогорская металлургическая комбинация
Континентальная хоккейная лига получила самого неординарного чемпиона в своей истории
Очередной сезон Континентальной хоккейной лиги подарил ей уникального чемпиона. «Металлург» казался слишком молодым и слишком сырым для того, чтобы сражаться за Кубок Гагарина, а его тренер Андрей Разин — слишком долго работавшим в клубах-середняках, чтобы с ходу адаптироваться в клубе-гранде. Но они взяли приз, разгромив в финальной серии play-off «Фонбет» первенства КХЛ всухую, в четырех матчах, «Локомотив», который как раз представлялся почти эталоном чемпионского формата. В четвертой встрече магнитогорцы обыграли ярославцев — 2:1 — на выезде, хотя и проигрывали после стартового периода.
Приз, к которому сразу после финального свистка, не жалея ног, ринулись хоккеисты «Металлурга», был для магнитогорского клуба третьим. И кое-что, объединяющее его нынешнюю победу с предыдущими — в 2014 и 2016 годах,— бросалось в глаза сразу же. Все они были добыты тренерами, возглавившими команду недавно, прямо перед сезоном, который, по идее, должны были потратить на адаптацию, на формирование боеспособного коллектива, но который с наскока, не откладывая ничего на потом, превратили в триумфальный, несмотря на вроде бы веские причины думать, что у них ничего не склеится.
Знаменитый канадец Майк Кинан казался слишком жестким, высокомерным и в принципе слишком чужим для КХЛ. Илья Воробьев — слишком сырым, потому что вся его тренерская практика ограничивалась работой в штабе Кинана. Андрей Разин, которому «Металлург», год назад вылетевший в четвертьфинале первенства, доверили летом 2023-го,— слишком привыкшим к тому уровню, какой уже начал представляться его потолком. Работал интересно, с выдумкой, но исключительно в клубах без больших ресурсов и больших амбиций, не мечтающих о высоких стадиях play-off. А «Металлург», из которого амбиции хлещут фонтаном,— это не «Автомобилист», «Югра», «Адмирал» или «Северсталь».
Но именно с Разиным уральскому гранду удался настолько неординарный поход за Кубком Гагарина, что по сравнению с ним все остальные, в том числе магнитогорские из прошлого десятилетия, выглядят скучной рутиной.
Это ведь был своего рода наглый вызов всем сложившимся и глубоко укоренившимся представлениям о том, как добывается лидерство в отечественном хоккее, можно сказать, вызов целой философии, принятой за безусловную истину. Ее актуальность подтверждалась год за годом любой командой, бравшей Кубок Гагарина,— СКА, «Авангардом», «Ак Барсом», ЦСКА. В каждом из этих чемпионов к бесспорным основам успеха — тоннам опыта, плотности и дисциплинированности — примешивалась для баланса и вкуса щепотка юности, легкости и фантазии.
«Металлург» Андрея Разина в этом смысле был совершенно не похож на «нормального» чемпиона. В нем все было наоборот. В нем по-настоящему матерые игроки оказались ингредиентом, примешанным к ядру из юнцов.
В нем в воротах очутился Илья Набоков, которому 21 год исполнился меньше месяца назад. В нем львиную долю защитников, после того как из-за травмы выбыл Егор Яковлев, единственный игрок за 30, составили парни чуть постарше голкипера, а в атаке колоссальная нагрузка легла на 19-летнего Романа Канцерова, 20-летних Данилу Юрова и Никиту Гребенкина, 23-летнего Дмитрия Силантьева, 25-летнего Игоря Гераськина. И стиль «Металлурга» был в первую очередь, сообразно возрасту костяка, замешан не на строгости, а на свежести.
По всем признакам он в воспоминаниях об этом сезоне должен был остаться просто симпатичной командой с хорошими перспективами.
Но, играя в свой особенный хоккей, своим особенным составом в регулярке занял первое место в Восточной конференции, а в play-off, разобравшись с «Амуром», «Спартаком» и «Автомобилистом», в финале взял верх над соперником, как раз уже тянувшим на эталон «правильного» чемпионского хоккея — плотного и сурового, такого, в котором не упускается ни одна деталь, ни один нюанс. Но этот страшный, эталонный «Локомотив» на бумаге хлипкий, «некубковый» на его фоне «Металлург» разгромил всухую, в четырех матчах, притом что всегда их исход висел на тоненькой ниточке. С таким счетом, который в финальных сериях КХЛ был зафиксирован до сих пор всего раз, когда в 2019 году ЦСКА с тем же Игорем Никитиным, что нынче руководит ярославским клубом, разбил «Авангард».
В четвертом матче этой серии «Локомотив» играл именно так, как и должна играть команда, которая вопреки всем прогнозам проиграла три открывавших финал встречи.
Команда, которой и стыдно, и больно, которая, конечно, не может радикально перестроиться, поскольку месяцами совершенствовала почему-то внезапно утратившие надежность навыки и схемы, но может извлечь последние резервы и стать еще злее, еще жестче, чем была. К таким ярославцам долго невозможно было придраться по-крупному. Все в их хоккее было по делу и с душой, со страстью: вгрызались в шайбу на любом участке площадки, старались не передерживать ее, перли и перли вперед могучим бульдозером.
Глупо было, конечно, рассчитывать на то, что «Металлург» этот напор сразу надломит. Он вообще в этом play-off, несмотря на молодость, ломался крайне редко, а финал вообще проводил с каким-то ледяным хладнокровием, словно тренировался на специальных тренажерах, имитирующих давление соперника: чик — и тумблер переключается на новую отметку, затем на следующую… Но какая команда на его месте хотя бы чуточку не прогнулась бы?
И «Локомотив» все-таки дотерпел до гола, когда Даниил Тесанов протащил шайбу к пятачку и вручил ее накатившему Ярославу Лихачеву. Типичный для хозяев гол — простой, трудовой, пусть и забитый хоккеистом, нечасто попадающим в основу.
А «Металлург» после него показал, что, как бы тяжко ему ни приходилось, не собирается все время отбиваться, и огрызнулся парой недурных атак. Настолько недурных, что у многих из зрителей на ярославских трибунах наверняка екнуло сердце — беда была близко, в сантиметрах от цели. И градус эмоций все поднимался и поднимался, пока не дошел до той точки, когда без славной драки не обойтись. Ярославский форвард Артур Каюмов в ней бился — и вполне успешно — с двумя оппонентами: тоже на самом деле хороший был вроде бы знак для тех, кто переживал за «Локомотив». Ну да, он понимал, что отступать некуда, и все страхи оставил где-то далеко-далеко.
Во втором периоде «Локомотив» продолжал создавать моменты. И создал даже момент из категории таких, которые врезаются в память на годы как упущенные безумно обидным образом. Денис Алексеев бросал в упор — и угодил в Илью Набокова. А через мгновение мог заработать второй шанс, после отскока, совсем уж верный, но не дотянулся клюшкой до шайбы.
А вектор игры между тем потихоньку, еле заметно менял направление. Не мог «Локомотив» при всей своей двужильности, при всем хлещущем из него через край желании реабилитироваться за осечки вечно носиться и вечно сражаться в этом запредельном ритме. А когда ритм стал немножко умереннее, выяснилось, что уже хозяевам нужно защищаться. И чем дальше, тем неприятнее было их положение. В конце концов ярославской арене пришлось с ужасом наблюдать, как ее любимую команду запирают в зоне, как растаскивают этими знаменитыми магнитогорскими передачами и рывками.
«Локомотив» сопротивлялся отчаянно, вратарь Даниил Исаев стоял гордой и неприступной скалой над бурной рекой. Но не обязательно было быть большим знатоком хоккея, чтобы предположить: впереди его ждет что-то плохое.
Плохое постучалось в дверь после бог знает какого уже по счету обстрела ярославских ворот. Исаев выручал и выручал, но и он в итоге оказался не у дел. А застрявшую возле ленточки шайбу в сетку запихнул человек, у которого в этом play-off проснулось буквально звериное чутье на голы. Этот был 12-м для Дениса Зернова.
Игорь Никитин хватался за соломинку — видеочеллендж: а вдруг помеха вратарю? Никакой помехи не обнаружилось. Счет сравнялся, а «Металлург» благодаря промашке ярославских тренеров две минуты поиграл впятером против четверых соперников.
Это большинство он не использовал. Но в середине уже заключительного периода, когда фальшь в действиях «Локомотива», рожденная, видимо, и усталостью, и нервами, трансформировалась из явления разового во вполне рядовое, заработал еще одно. И вот с ним-то магнитогорцы не оплошали. Даниил Вовченко, перебравшийся в «Металлург» из «Северстали» вместе с Андреем Разиным, пальнул из правого круга вбрасывания, из той точки, из которой время от времени любит в НХЛ стрельнуть Никита Кучеров. И вышло не хуже, чем у первого бомбардира североамериканской лиги.
Разин праздновал его гол скупо, зная, разумеется, что будут еще трудности и проблемы. Но потом, когда трудности и проблемы были преодолены, когда выдохся безбашенный ярославский штурм, когда Набоков, добывая звание лучшего игрока в play-off, поймал все что можно и нельзя было поймать, когда прозвучала финальная сирена, понятно, не сдерживался. Как и никто из его хоккеистов, отмечавших невероятный успех невероятного проекта.