БАМ: прошлое, настоящее и будущее магистрали

В этом году отмечается 50-летие с начала строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМ), которая соединяет Восточную Сибирь с Дальним Востоком. Об истории знаменитой дороги и перспективах ее развития — в справке «Ъ».

Фото: Фотоархив журнала «Огонёк»

Байкало-Амурская магистраль — железная дорога в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, которая проходит от Тайшета до Советской Гавани и пролегает по территории Иркутской, Читинской, Амурской областей, Бурятии и Якутии, Хабаровского края. Это второй магистральный (наряду с Транссибом) железнодорожный выход России к Тихому океану. Общая протяженность магистрали — 4300 км, преимущественно в необитаемой и непроходимой местности, в том числе в районах вечной мерзлоты или высокой сейсмичности.

Проектирование и строительство дороги

В 1889 году экспедиция полковника Генерального штаба Н. А. Волошинова и инженера Л. И. Прохасько разведала территорию от Усть-Кута до реки Муи (там сейчас пролегает БАМ). Исследователи заключили, что проведение транспортной линии по этому маршруту не представляется возможным.

В 1926 году Отдельный корпус железнодорожных войск РККА начал проводить разведку будущей трассы. На начальном этапе магистраль проектировалась как восточная часть Великого Северного железнодорожного пути — неосуществленного советского проекта 1928 года.

В 1933 году на станции БАМ (небольшой разъезд, построенный в 1932 году) начали укладывать первые метры рельсов (в основном силами заключенных Байкало-Амурского ИТЛ) в северном направлении в сторону поселка Тындинский.

1 сентября 1937 года издан приказ НКВД СССР «Об организации строительства Байкало-Амурской железнодорожной магистрали». Было принято решение проложить магистраль от Тайшета до Советской Гавани. Началась укладка пути на меридиональных линиях, чтобы соединить БАМ с Транссибом.

В 1937 году было открыто движение поездов на участке БАМ—Тындинский, в 1938-м сдана в эксплуатацию ветка Волочаевка—Комсомольск-на-Амуре, в 1940 году открыто движение поездов на участке Известковая—Ургал.

В 1940–1942 годах часть БАМа была разобрана для строительства магистрали вдоль Волги и рокадной железной дороги к Сталинграду.

Работы возобновились в 1960-е годы, когда в эксплуатацию было сдано более 1150 из 4000 км трассы.

5 апреля 1972 года началось возведение современного БАМа (были отсыпаны первые кубометры грунта в железную дорогу БАМ—Тындинский). Однако активное строительство магистрали начались в 1974 году, когда на XVII съезде комсомола в апреле БАМ был объявлен всесоюзной ударной комсомольской стройкой, а на западный участок будущей магистрали направили комсомольский десант количеством 600 человек.

В следующем году строительство развернулось сразу по трем направлениям: центральному — от станции Бамовская до Тынды; западному — от станции Лена до Тынды; восточному — от станции Дипкун до Комсомольска-на-Амуре.

В 1979 году был построен участок БАМа от Ургала до Комсомольска-на-Амуре.

В 1984 году было уложено «золотое звено», соединившее трассу на всем протяжении от Тайшета до Ванино. В 1988 году БАМ был введен в эксплуатацию.

Перспективы развития

В 2014 году начались работы по сооружению второй нитки Байкальского тоннеля. Общая длина тоннеля, сданного в эксплуатацию 28 июля 2021 года, составляет 6682 метра. Также с вводом в эксплуатацию второго тоннеля планируется старт реконструкции первого тоннеля, который начали строить в 1974 году.

В 2019 году Федеральная сетевая компания построила линию электропередачи Тира—Надеждинская на севере Иркутской области.

В 2021 году правительство РФ утвердило план расширения БАМа, по которому его пропускная способность должна увеличиться в полтора раза. Проект планировалось завершить в этом году. После окончания строительства 340 км вторых путей на БАМе в 2024 году Россия сможет увеличить ежегодный экспорт угля на 45 млн т, в первую очередь — с Эльгинского и Огоджинского месторождений.

В 2024 году принято решение о реализации третьего этапа развития БАМа и Транссиба с расширением провозной способности до 255 млн т. В рамках проекта планируют построить Северомуйский, Кондарский и Кузнецовский тоннели и мост через Амур. Проект разбит на три этапа: первый — увеличение провозной способности до 197 млн т под грузы Якутии, прежде всего — Эльгинского месторождения; второй — до 210 млн т к 2030 году, в основном под грузы Центральной России, Урала и Западной Сибири; третий — до 255 млн т к 2032 году. Стоимость третьего этапа, по оценкам ведомств, составит порядка 2,7 трлн руб.

Вся лента