«Фактически пока никто ничего не изъял»
Дмитрий Дризе — о дальнейшей судьбе замороженных российских активов
США фактически приняли закон о передаче российских замороженных активов Украине. Данная мера, как известно, входит в общий пакет помощи Киеву, который 23 апреля утвердил Сенат. Теперь его подписал и президент Джо Байден. Тем временем Европа обещает также в кратчайшие сроки поставить точку в решении данного вопроса. Политический обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Дризе считает, что Россия все равно имеет шансы вернуть свои деньги.
Краски вокруг замороженных российских активов продолжают сгущаться. Впрочем, нужно сразу сказать, что в реальности никто ничего фактически пока что не изъял. Тучи ходят хмуро, но гроза никак не разразится, хотя молнии сверкают. Как бы то ни было, очередные подвижки налицо: США приняли закон, который разрешает передачу денег РФ Украине. Однако, как известно, основная сумма хранится в Европе.
В Америке на сегодня, по разным подсчетам, $5-6 млрд, не больше. Иной скажет, что и это немало. Но в Старом Свете заблокированные российские активы составляют порядка $300 млрд. Есть разница? Конечно.
И еще нужно отметить, что законодатели лишь разрешили исполнительной власти, то есть президенту Байдену, проделывать с этими деньгами определенные операции. Что же касается ЕС, то, собственно говоря, на сегодняшний день о конфискации речи по-прежнему не идет. Обсуждается лишь механизм использования прибыли от их размещения. И то мы видим, как все сложно происходит. Никак союзники этот самый механизм не могут утвердить, опасаются они разных обвинений и того, что доверие к ним снизится со стороны инвесторов. То есть в целом все понятно, однако нужно еще технические аспекты согласовать, а это непросто.
Однако решать эту дилемму все равно рано или поздно придется, хотя и не хочется. Невозможно больше откладывать, должно все это заработать. Естественно, главный вопрос звучит так: могут ли все эти средства действительно окончательно и бесповоротно изъять? Так, что мы их больше никогда не увидим? В этой связи логично предположить, что такое вот подвешенное состояние более выгодно и, положа руку на сердце, всех это устраивает, в том числе и Москву. Это же какой удобный механизм давления. Деньги ведь всегда нужны, жизнь по-всякому может сложиться. Сегодня они есть, а завтра вдруг срочно понадобятся.
Опять же, что касается России, как принимать ответные меры, если ничего не изъяли? Да это и технически непросто. Собственные интересы могут пострадать. Развод — дело такое: 30 лет налаживали связи, разорвать, конечно, их недолго, но зачем? Так можно еще больше потерять, не правда ли?
При этом если ставки в большом конфликте России и Запада будут и дальше повышаться, что очень вероятно, тогда, понятно, есть риск и с активами расстаться окончательно, навсегда. Это во-первых. А, во-вторых, вопрос восстановления Украины так же непраздный.
Желающих поучаствовать в нем немало. Но если речь заходит об оплате всего этого, то здесь охотников не так много. Сумма-то большая набегает, и с каждым днем она все увеличивается. Так что в общем и целом вся эта история вокруг Украины явно не на один день. Но не будем размышлять о будущем. Вернемся лучше к началу повествования — сегодня никто деньги не отобрал. Из этого и следует исходить. А с тем, что будет завтра, завтра же и будем разбираться.
С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".