Начало света
Как появилось первое электричество в столице Российской империи
145 лет назад, 25 апреля 1879 года, на Литейном мосту (тогда мосту Александра II) зажглись электрические фонари. Это событие считается началом электрического освещения в Петербурге. Литейный стал первым в мире постоянным мостом, освещенным с помощью электричества, и долгое время оставался единственным. Почему именно мост, а не Невский проспект — главная городская магистраль? Этому есть очень рациональное объяснение с предысторией.
В то время первыми опытами по организации уличного освещения в Петербурге (одновременно с Лодыгиным) занимался Павел Яблочков — военный, инженер, изобретатель и предприниматель. Он разработал так называемую электрическую свечу — дуговую лампу, в которой при прохождении тока между двумя угольными электродами возникает электрическая дуга. В 1875 году в Париже Яблочков основал компанию по производству своих «свечей» и необходимого оборудования. Лампы Яблочкова освещали улицы и здания Парижа, Берлина, Лондона, Рима, Вены, Сан-Франциско и многих других городов.
А система освещения «Русский свет» произвела фурор на Всемирной выставке 1878 года в Париже. В 1879 году Яблочков вернулся из-за границы и создал «Товарищество электрического освещения и изготовления электрических машин и аппаратов П. Н. Яблочков-изобретатель и Ко».
В Петербурге экспериментальной территорией предпринимателя стали Дворцовый наплавной мост и площадь у памятника Екатерины II перед Александринским театром. Об этом рассказывается в книге «Уличное освещение города С.-Петербурга. Очерк развития освещения столицы с ее основания до 1914 года».
«После удовлетворительных результатов Дума решила осветить этим способом новый мост Александра II (Литейный),— пишет автор очерка.— По смете оказалось, что, хотя устройство освещения обойдется на 8 тыс. дороже газа, ежегодный расход на электричество будет меньше против газа на 700 рублей. В мае 1879 года Дума постановила сдать освещение моста товариществу „Яблочков и Ко” на десять лет, обязав поставить 12 дуговых фонарей с силою света по 250 нормальных спермацетовых свечей». В качестве источника энергии для свечей Яблочков использовались динамо-машины — генераторы постоянного тока.
Почему же выбор пал на Литейный мост? Дело в том, что городская управа Петербурга продала монополию по освещению городских улиц двум частным компаниям, которые делали это с помощью газовых и масляных фонарей.
Причем одной из них с 1858 года было предоставлено исключительное право на 50 лет освещать газом определенные городские территории: улицы, площади и набережные. А Литейный мост, построенный после этого соглашения, в 1879 году, под действие договора не попадал.
«Еще всюду горели газовые фонари, и живое их пламя то приседало от ветра, то опять разгоралось (по вечерам по улице бегал фонарщик с лесенкой и взбирался на каждый фонарь его зажигать своим фитилем),— пишет художник Мстислав Добужинский в своей книге «Воспоминания».— Но вскоре засветились впервые на нашем Литейном мосту лампы Яблочкова (отец однажды принес и показал эту странную двойную свечу), а затем зажглось электричество и на Невском проспекте (мой дядя с восторгом принес нам новость: “Теперь ночью на Невском можно читать газету”). Дуговые фонари шипели, гудели и иногда роняли красную искру, и молочно-розовый их свет, искрившийся на снегу, мне казался совершенно волшебным».
В том же 1879 году шесть свечей Яблочкова были установлены в переборочной мастерской Охтинского капсюльного завода, электрический свет появился на Балтийском судостроительном, Путиловском, Обуховском, Ижорском и других крупных заводах, а также в Летнем саду и театрах. Освещение Гостиного двора началось с восьми фонарей, к 1880 году их было уже более сотни. А по всей России — около 500 фонарей со свечами Яблочкова.
Считается, что первая в Петербурге электростанция именно для освещения Невского была установлена в 1883 году на барже возле Полицейского (до этого и сегодня — Зеленого) моста на Мойке.
Дуговые фонари на Невском «силою в 300 нормальных свечей» зажглись в 1884 году — они были расположены на столбах по обеим сторонам проспекта в шахматном порядке.
Тем не менее уличное электрическое освещение в то время не получило широкого распространения. Оно оставалось, что называется, опытным, в то время как газовая сеть продолжала расширяться. И в 1890 году на Литейном мосту электрические фонари заменили газовыми, «вследствие невозобновления контракта с предпринимателями, освещавшими мост электричеством», как написано во всеподданейшем отчете петербургского градоначальника за 1890 год, приведенном на портале www.eb.pl.spb.ru.
Надо сказать, что и сами свечи Яблочкова, несмотря на их широкое распространение по всему миру, постепенно теряли популярность. На первый план выдвинулись работы по совершенствованию лампы накаливания — то направление электротехники, которым занимался Александр Лодыгин и которое до начала 1880-х годов считалось бесперспективным. Лампы накаливания с нитью высокого сопротивления, что позволяло включать их параллельно, а не последовательно, как раньше, отвоевали себе право на будущее, в отличие от ламп дуговых. Но Лодыгин, талантливый изобретатель и ученый, был не слишком удачливым бизнесменом: как известно, в 1906 году он продал патент на лампы накаливания с вольфрамовой нитью американской компании General Electric. И развитием электрического освещения в Петербурге, как и во всей России, занимались уже совсем другие люди.