Взятка быстро строилась
Тимуру Иванову ищут сообщников и новые эпизоды
“Ъ” стали известны подробности уголовного преследования замминистра обороны Тимура Иванова, отстраненного в среду от должности приказом министра Сергея Шойгу. По версии ГСУ СКР, господин Иванов получал откаты от совладельца ООО «Олимпситистрой» Александра Фомина не живыми деньгами, а услугами — строительством и реставрацией принадлежащей ему недвижимости. Впоследствии за эти взятки, считает следствие, он помог компании заключить контракты на десятки миллиардов рублей. Впрочем, ГСУ СКР продолжает устанавливать другие коррупционные эпизоды в этом деле, а также ищет сообщников фигурантов.
По данным источников “Ъ”, в основу уголовного дела 48-летнего действительного государственного советника первого класса Тимура Иванова легли материалы, собранные на самом верху — в контрольном управлении президента России. 23 апреля, рассмотрев их и рапорт сотрудников ФСБ о признаках преступления, следователь управления по особо важным делам — спецподразделения ГСУ СКР, в котором служат генералы и полковники юстиции,— тут же вынес постановление о возбуждении уголовного дела по ч. 6 ст. 290 УК РФ (получение взятки в особо крупном размере).
В тот же день Тимур Иванов был задержан в своем кабинете и вместе с бизнесменом Сергеем Бородиным, считающимся его ближайшим помощником, доставлен контрразведчиками к следователю. Последний предъявил фигурантам обвинение и допросил их, после чего они были помещены под стражу. Причем в ИВС Тимур Иванов попал в форменном обмундировании с орденской планкой на груди. В таком виде он и предстал ранним утром следующего дня перед Басманным райсудом.
В ходе заседаний по избранию меры пресечения следователь ГСУ СКР утверждал, что, оставаясь на свободе, фигуранты могут скрыться, использовать свои связи для противодействия расследованию, а также уничтожить документы и улики.
Сам Тимур Иванов и трое его адвокатов настаивали на незаконности расследования.
По их версии, господин Иванов хотя и является гражданским служащим, но замещает должность одного из руководителей военного ведомства, а следовательно, его уголовное преследование должно осуществляться не ГСУ СКР, а главным военным следственным управлением комитета. При этом они заявили, что в действиях замминистра обороны вообще нет состава преступления, а то, что ему вменяется в вину, носит исключительно гражданско-правовые отношения.
Было также отмечено, что нет никакой необходимости помещать фигуранта, воспитывающего пять детей, в СИЗО. Обратив внимание на то, что Тимур Иванов является «непосредственным участником специальной военной операции и находится под санкциями всех стран мира», защита попросила избрать ему меру пресечения в виде домашнего ареста. Для этого, по некоторым данным, защитой предлагались два объекта недвижимости — квартира в старинном доме №20 на Поварской улице (недалеко от Верховного суда), где зарегистрирован замминистра, или имение в поселке «Раздоры-2» (городской округ Одинцово), но судья Евгения Николаева адвокатам отказала. Арест господ Иванова и Бородина был санкционирован до 23 июня.
Адвокат Тимура Иванова Мурад Мусаев заявил “Ъ”, что обвинение, предъявленное его подзащитному, связано с событиями пятилетней давности и не имеет никакого отношения ни к специальной военной операции, ни к курируемым им стройкам.
«Речь идет о строительных работах, якобы безвозмездно произведенных подрядчиками Минобороны в интересах Иванова (их стоимость должна установить экспертиза, поэтому предполагаемая сумма взятки в деле не конкретизирована.— “Ъ”). Тимур Вадимович полагает, что это обвинение стало результатом информационной кампании, развернутой против него в недавнем прошлом. Очевидно, кто-то из серьезных недоброжелателей господина Иванова решил воспользоваться этим для его низвержения. Между тем мой доверитель считает, что объективное расследование уголовного дела позволит восстановить справедливость. Это все, чего он сейчас хочет и ждет»,— заявил адвокат Мусаев. При этом он не стал конкретизировать, какой именно объект недвижимости безвозмездно был построен или отреставрирован для Тимура Иванова.
По данным сразу нескольких источников “Ъ”, соответствующую услугу замминистра обороны оказал совладелец ООО «Олимпситистрой» Александр Фомин, который также является фигурантом этого дела.
Ему следствие инкриминирует дачу взятки в особо крупном размере (ч. 5 ст. 291 УК РФ). Впрочем, в базе Басманного райсуда информации о его аресте нет. Не исключено, что бизнесмена могли освободить от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием.
Между тем, по данным СМИ, именно в 2019 году в Москве компания ООО «Спецстройсервис», которая в судебных решениях Арбитражного суда Москвы называется аффилированной с компанией «Олимпситистрой», завершила реставрационные работы усадьбы ХIХ века в Чистом переулке, расположенной напротив резиденции патриарха всея Руси Кирилла. За несколько лет до этого особняк якобы был приобретен четой Ивановых, но зарегистрирован на юридическое лицо. Впрочем, защита замминистра информацию о том, что речь в деле идет именно об этом объекте, опровергла.
Между тем у Тимура Иванова имеется и другая дорогостоящая недвижимость. Помимо пятикомнатной квартиры на Поварской стоимостью в полмиллиарда рублей и усадьбы на Рублево-Успенском шоссе, у него есть и так называемая дальняя дача на берегу Волги в Тверской области.
Там почти на 20 га земли расположен особняк площадью около 3 тыс. кв. м. Примечательно, что владельцем участка является ООО «Высокий берег», владельцами которого значатся арестованный вместе с Тимуром Ивановым Сергей Бородин и все то же ООО «Оборонспецстрой». Отметим, что именно этой фирме как субподрядчику компания господина Фомина переадресует часть своих многочисленных заказов от Минобороны. В 2023 году выручка самого «Олимпситистроя», основным заказчиком которого является АО «Главное управление обустройства войск», составила 65,4 млрд руб., а чистая прибыль — почти 11 млрд руб. Сейчас компания является основным застройщиком жилья в Мариуполе и других новых регионах России. По указанным на ее сайте контактам дозвониться не удалось: телефоны оказались выключены. В ООО «Оборонспецстрой» комментарии получить также не удалось, поскольку все руководство «выехало на объекты».
При этом, по данным “Ъ”, ограничиваться только эпизодом 2019 года следствие явно не собирается. В материалах, сообщил источник, близкий к силовым структурам, говорится о том, что фигуранты проверяются на причастность к совершению других преступлений коррупционной направленности, а среди них еще есть не установленные следствием лица.