Велоспурт

Сервис кикшеринга планирует запустить в Перми прокат электровелосипедов

После запрета на парковки электросамокатов в центре Перми кикшеринги пытаются найти альтернативный способ заработка на микромобильных перемещениях граждан. В конце апреля сервис Whoosh планирует в пилотном режиме запустить парк электровелосипедов — на них, в отличие от электросамокатов, в центре Перми можно парковаться. Эксперты полагают, что спрос на них будет ниже, чем на самокаты, из-за более высокого тарифа. При этом конфликт с местными властями может только усилиться.

Фото: Влад Некрасов, Коммерсантъ

Кикшеринг Whoosh, ранее сообщивший о прекращении деятельности на территории Перми, до конца апреля планирует запустить прокат электровелосипедов, которые позволяют совершать поездки в среднем на 10–12 км. В пресс-службе Whoosh подтвердили «Ъ-Прикамье» свое намерение ввести альтернативу самокатам. По словам пресс-секретаря сервиса Дениса Балакирева, ежедневно Whoosh получает большое количество обращений пермяков с просьбой вернуть средства индивидуальной мобильности. «Мы не готовы нарушать действующие правила, но вынуждены искать новые варианты для того, чтобы обеспечить наших пользователей микромобильным транспортом. Единственным возможным сценарием в сложившихся условиях мы считаем запуск электровелосипедов»,— отметили в шеринге. Принцип работы электровелосипедов похож на самокаты — аренда осуществляется через электронное приложение. При этом их скорость ограничена за счет мотора, который отключается на отметке 20 км/ч автоматически.

Другой крупный кикшеринг «МТС Юрент» не ответил на запрос «Ъ-Прикамье» о возможности запуска проката электровелосипедов в Перми.

Напомним, конфликт между городскими властями и сервисами кикшеринга начался с ограничения по размещению электросамокатов в центре города. Новые требования, принятые в марте депутатами гордумы, разрешили оставлять самокаты только на специальных велопарковках. При этом в центральном планировочном районе Перми пункты размещения для средств индивидуальной мобильности (СИМ) предусматривать не стали. Самокаты, оставленные в нарушение новых правил, в апреле текущего года начали вывозить на штрафстоянки. Только с 5 по 7 апреля с улиц Перми вывезли рекордное количество — 532 средства индивидуальной мобильности. Стоимость эвакуации составляет 1,5 тыс. руб., а день нахождения СИМ на штрафстоянке — 100 руб. То есть ущерб сервисов за три дня превысил 800 тыс. руб. Мобильные средства их владельцами до сих пор не выкуплены, сообщили «Ъ-Прикамье» вчера в мэрии.

Затем спор переместился в краевую прокуратуру, куда поступила жалоба Whoosh. Компания намерена оспорить запрет парковки электросамокатов и других СИМ в центре Перми и на улицах особого градостроительного значения, поскольку считает эти меры незаконными и противоречащими Конституции РФ. Как отметили в пресс-центре кикшеринга, сейчас ожидается правовая оценка действий мэрии со стороны судебных органов. «Мы не можем оценить, сколько будет длиться эта процедура»,— пояснили в Whoosh.

По словам председателя экономического комитета Пермской думы Арсена Болквадзе, внедрение электровелосипедов на фоне сложившегося конфликта между властями и кикшерингами выглядит как ультиматум. При этом велосипеды представляют собой более крупное средство передвижения, которому потребуется больше места. «Самое главное — вопрос безопасности граждан, а в случае с эксплуатацией электровелосипедов могут появиться дополнительные проблемы, потому что по габаритам этот вид транспорта гораздо больше и тяжелее. На улицах могут возникнуть очередные происшествия», считает депутат. По оценке парламентария, судить о том, смогут ли электровелосипеды стать полноценной альтернативой самокатам, пока трудно. «Спрос, скорее всего, будет, однако в таком случае потребуется дополнительное обеспечение безопасности пешеходов»,— отметил господин Болквадзе.

Депутат Пермской думы Алексей Овчинников полагает, что электровелосипеды найдут своего потребителя, но «массовой историей не станут». Кикшеринговые компании понесут убытки, поскольку закупка велотранспорта требует больших средств, а должного спроса на них не будет. «Во-первых, единиц велотранспорта гораздо меньше, чем самокатов. Во-вторых, поездка на электровелосипеде будет обходиться пользователю гораздо дороже, а в-третьих, управление таким видом транспорта несколько сложнее и требует определенных навыков»,— пояснил господин Овчинников. Он подчеркнул также, что в соответствии с законом велосипед должен передвигаться по специальным дорожкам, которых в Перми на сегодняшний день мало. В ином случае пользователям придется передвигаться по дорожной обочине, что может спровоцировать конфликт с автомобилистами.

Анастасия Леонтьева

Вся лента