Рекламные звонки отправят в бан

Как власти собираются бороться с массовым телефонным спамом

Минцифры планирует запретить рекламные обзвоны. Глава министерства Максут Шадаев заявил, выступая на конференции «Телеком будущего», что сейчас ведомство разрабатывает такой законопроект.

Фото: Антон Новодерёжкин, Коммерсантъ

По его словам, у россиян уже выработалось определенная реакция на входящие звонки: «Мы планируем внести законопроект, который запрещает даже массовые спам-обзвоны.

Все-таки сейчас у наших абонентов выработалось очень напряженное отношение к любым входящим голосовым звонкам. Поэтому Минцифры, например, планирует все-таки запретить рекламные звонки, особенно если они совершаются роботами. Мы готовим соответствующую инициативу».

Минцифры обсуждает формулировки законопроекта: будут ли туда относиться только спам-звонки, совершенные роботами, или все рекламные вызовы. По статистике, чаще всего спамеры звонят россиянам с предложением оформить заем в микрофинансовой организации. На втором месте — вызовы из медицинских центров и стоматологий. Также, по данным, которые ранее публиковал «Тинькофф», в пятерку самых навязчивых входят звонки от банков и сотовых операторов.

Заказы на такие массовые обзвоны принимают небольшие телефонные операторы. А сами интересанты могут даже не знать через какой канал идёт их реклама, пояснил директор и партнер компании «IT-Резерв» Павел Мясоедов: «Иногда спам-звонки происходят от лица весьма серьезных и уважаемых организаций. С чем это связано? С механикой заказа маркетинговой кампании. Крупные фирмы распределяют свой рекламный бюджет по площадкам, которые дают ей наиболее эффективную конверсию. Например, организация ставит агентству, которое выступает посредником между конечным клиентом крупного заказчика и самим крупным заказчиком, задачу, что нужно покрыть максимально большую аудиторию в течение двух недель.

И маркетинговое агентство помимо распределения рекламного бюджета по баннерной, офлайн и даже онлайн-рекламе периодически распределяет деньги и на вот эти звонки. Сам заказчик про них может даже не знать. Если эти меры будут внедрены, то это будет, скорее всего, не удар по самим заказчикам этих маркетинговых кампаний, а по 5-10% маленьких сотовых операторов, которые зарабатывают на том, что дают возможность существовать виртуальным системам обзвона».

Сейчас в России действует система «Антифрод», которая должна выявлять звонки, совершенные мошенниками с подменных номеров. До 1 марта 2024 года к ней должны были подключиться все российские операторы связи, но пока, сообщил Максуд Шадаев, 10% игроков это требование не выполнили. Полностью процесс Минцифры рассчитывает завершить к концу этого года. Сами игроки рынка предлагают создать систему учета телефонного трафика, которая строилась бы поверх существующего «Антифрода». Предполагается, что она детальнее будет анализировать работу маленьких операторов связи, при которых образуются виртуальные колл-центры. Параллельно нужно ужесточать наказание за спам, полагает независимый эксперт по информационной безопасности Яков Гродзенский:

«У этой истории есть две составляющие. Первая — это технология определения нежелательных номеров. И второе — ответственность. 17 апреля начали действовать новые штрафы: до 1 млн руб. за спам-звонок и до 1,6 млн руб. за недобросовестную рекламу микрозаймов. Такие существенные штрафы могут заставить задуматься тех, кто пользуется вот такими методами привлечения клиентов, прекратить деятельность.

И вообще в информационной безопасности самая большая проблема, наверное, это ложное срабатывание. И средства защиты могут пропускать атаки и могут, соответственно, запрещать легитимные события и так далее. Поэтому здесь должен быть комплексный подход, при котором в базу подозрительных добавляются номера, основанные на отзывах в интернете. Если люди массово говорят о том, что им звонят с какого-то номера, и это мошенники или рекламодатели, пользующиеся такими недобросовестными методами, то номер сразу попадает в базу. Плюс анализируется продолжительность звонков, количество звонков с номеров. Спамом, мне кажется, может считаться от 1 тыс. в день».

Закон о рекламе и сейчас запрещает массовые обзвоны. Это можно делать только при наличии предварительного согласия абонента. По данным МТС за прошлый год, число спам-звонков клиентам оператора достигло 8 млрд. А заблокировать удалось больше 2 млрд нежелательных вызовов.


С нами все ясно — Telegram-канал "Ъ FM".

Александр Рассохин, Светлана Белова

Вся лента