«Если прищуриться, мы похожи на The Beatles»
Евгений Цыганов о своей карьере музыканта
Актер театра и кино Евгений Цыганов перезапустил свою музыкальную карьеру и готовится сыграть концерты с новой группой «Ме4та» 27 апреля в московском клубе «Мунк» и 10 мая в санкт-петербургском Griboedov Hill. О том, как менялись его музыкальные вкусы, что говорил о его группе Олег Каравайчук и почему его музыки нет на радио, Евгения Цыганова расспросил Игорь Гаврилов.
— Вряд ли многие из тех, кто смотрят фильм «Мастер и Маргарита», знают о ваших занятиях музыкой. При этом, насколько я понимаю, играть вы начали еще в 1990-е.
— Стоит начать рассказ с группы A.S., что расшифровывалось как Apage Satanas, то есть «Изыди, сатана». Ее организовал Юра Максимов, с которым мы учились в Московской киношколе. Позднее Юра стал известным православным священником — отцом Георгием. Сейчас он много занимается миссионерской деятельностью, в первую очередь в Африке и на Филиппинах. А тогда он слушал металл и вместе с нашим другом комиксмейкером Алимом Велитовым выпускал журнал «Кол-о-Бок». Юра позвал меня в группу A.S. играть на гитаре. Играть на ней я в общем-то не умел, но у меня была за плечами музыкальная школа и что-то я в нотной грамоте понимал. Мы играли достаточно мрачный самодельный металл-рок.
— Кажется, от него в вашей музыке ничего не осталось.
— В 1995 году, в возрасте 16 лет, я попал в Санкт-Петербург и услышал там группы «Кирпичи», Military Jane (которая потом стала «Пилотом») и «Колыбель для кошки» (позднее — «Колыбель»). В Питер я приехал человеком, который слушает «Кино», «Зоопарк» и Бориса Гребенщикова (признан в РФ иностранным агентом.— «Ъ»), а после этой поездки благодаря знакомству с группой «Колыбель» стал слушать Rage Against The Machine и Alice In Chains. Вместе с барабанщиком Михаилом Яцковым и своим однокурсником Пашей Баршаком мы собрали группу с достаточно рандомным названием «Гренки». Позже к нам присоединились актеры Олег Долин, Дима Высоцкий и Андрей Муравкин, и в 1999–2000 годах мы записали в питерской студии «Мелодия» единственный альбом группы. Записывал нас легендарный звукорежиссер Александр Докшин, и к нам еще присоединились парни из духовой секции группы «Ленинград» — Саша Привалов и Илья Ивашов.
Записывались мы на гонорар, полученный мной со съемок фильма «Коллекционер», и это был очень счастливый, на мой взгляд, период нашей жизни.
Как-то в студию во время записи пришел Олег Каравайчук — в валенках, берете и темных очках. Посидел с нами, послушал, сказал: «Хорошие ребята» — и ушел.
— Если я правильно помню, в 2000-е «Гренки» пропали из виду.
— Поначалу мы играли довольно много, но со временем у каждого появились свои дела, все стали активно сниматься, и дальше в деятельности группы уже были большие паузы. В 2015-м мне позвонил барабанщик Вадим Латышев («Кирпичи», НОМ, Pep-See, «Колыбель») и предложил поздравить с 25-летием группу «Кирпичи». Мы с друзьями сделали кавер на «Кирпичей» и с успехом выступили в клубе Red под названием «Пока Прет», которое предложил наш басист Миша Химаков. Потом решили не бросать это дело и играть дальше. Под этим именем мы сыграли около 70 концертов в Питере, Казани, Суздале, Таллине, Кельне, Эссене, ну и в Москве, конечно.
— В этот период вы уже были сильно загружены как актер в театре и кино. Как удавалось все совмещать?
— Я сам до конца не понимаю, как удавалось совмещать. Но планирую совмещать и дальше. Меня спрашивали: «Зачем тебе группа? У тебя же театр, кино и прочее…» Я всегда отвечал: «Ну, это мечта…» Некоторое время назад появилось ощущение, что название «Пока Прет» утратило свою актуальность и вообще возник вопрос, нужна ли кому-то наша музыка. Название «Ме4та» вылезло само собой. Ну и потом в этом названии зашифрованы имена участников: Евгений играет на гитаре и поет, Андрей Муравкин играет на второй гитаре, на басу — Миша Химаков, и Тоха (Антон Владимирский) на барабанах. Как мы шутили еще во времена «Гренок», если прищуриться, мы похожи на The Beatles. Соответственно, мы играем наши песни разных периодов: от 1990-х до нынешних времен.
— Как выглядит концерт «Ме4ты»?
— Мы играем свои песни и песни наших друзей, которые нас когда-то вдохновили. Я вспоминаю забавную историю. Группа «Пока Прет» впервые приехала выступать в Санкт-Петербург. У нас тогда репертуара своего особо не было, и мы играли каверы на питерский рок 1990-х: «Кирпичи», Tequilajazzz, «Химера», «Джан Ку». Первый концерт в клубе «Грибоедов» — и, естественно, нас никто не знает, в зале три девчонки, которые пришли посмотреть на «группу артиста Цыганова». И вот стук в дверь гримерки, мы открываем, а там — Вася Васин, Вадик Латышев, Аня Кипяткова (Pep-See), Олег Баранов (Tequilajazzz), Миша Егоров («Колыбель»). Они дают нам бутылку виски и говорят: «Мы пришли вас послушать». Мы поняли, что будет страшный позор, но они нас очень сильно поддержали, радовались своим же песням. Должен сказать, что «Грибоедов» для нас место особенное. В этом клубе состоялось первое питерское выступление группы «Гренки» в конце 1990-х, первое выступление «Пока Прет» в 2015-м, и вот теперь 10 мая сыграем первый питерский концерт группы «Ме4та».
— Если «Ме4та» настроена на регулярную деятельность, то вам придется решить, в какой степени вы будете использовать бренд «Евгений Цыганов».
— Недавно нам пришло предложение от одной площадки, где прямо так и было сказано: «Мы готовы устроить ваш концерт, если в рекламе будет сказано, что это Женя Цыганов, который играл в фильме "Мастер и Маргарита"». Мы отказались. Надо сказать, что мне в принципе этот клуб не понравился. Конечно, хотелось бы, чтобы в зале были скорее те, кто пришел послушать музыку и совпасть с нами в общем настроении и вибрациях, нежели те, кто пришел поглазеть на известного артиста. Но если это совпадает — почему бы и нет?
— «Группа известного артиста» заработает больше, не так ли?
— Ну, наверное, «мечта» в том числе и в том, чтобы быть в некоторой степени независимыми. У нас нет никаких контрактов: ни между собой, ни с лейблом. Нет менеджера. Мы честно по-братски делим заработанное, хотя зарабатывать на музыке за эти 25 лет так и не научились. Так что песня «Джан Ку» «Не умею делать деньги» в некотором смысле про нас. Это не предмет для гордости, но так уж складывается, что то, что мы делаем, не про коммерцию.
— Неужели ни разу не возникло желание, чтобы вашу музыку услышало побольше людей?
— Где-то в начале 2000-х, когда появился альбом «Гренок», зашел разговор о том, чтобы отнести какие-то наши песни на радио. Но я сказал: «Посмотрите правде в глаза, я не знаю ни одного радио, где хотел бы услышать нашу группу». Мне почему-то категорически не нравилось то, что звучало на радио. Не нравился контекст. Мне хотелось какой-то более «своей» движухи. Из всех музыкальных радиостанций я слушал только австралийскую пляжную станцию Bondi Radio. На мой взгляд, с того времени ситуация с музыкальным радиоэфиром не сильно улучшилась, не считая «Радио Jazz» и «Радио Орфей», но это не наш формат. Ну и потом у нас до сих пор нет записей, которыми хотелось бы поделиться с широкой аудиторией. В гораздо большей степени я ощущаю нашу группу как концертную.
Концерт для меня — это какая-то акция, с завязкой, кульминацией и развязкой. Вместе со всеми шероховатостями. Это ритуал для нас.
Так что хорошо записанный альбом «Гренок» или сингл «Социопатия», выпущенный «Пока Прет», в итоге духу группы не соответствуют. Это как театр в телевизоре: телевизору сложно передать мурашки, которые зритель чувствует на хорошем спектакле.
— Я как раз хотел попросить сравнить эмоции перед выходом на сцену в театре с эмоциями на концерте.
— В театре то, что произойдет, более предсказуемо. Конечно, в театре я тоже волнуюсь. Но порядок событий я знаю лучше, чем на концерте. На концерте мы, как правило, даже сет-лист заранее не пишем — идем по настроению.
— Как вы пишете песни?
— Я делаю это не так часто. Это происходит, когда что-то наболело, что-то во мне крутится-мается и находит освобождение в виде песни. Не все из того, что сочиняется, сегодня можно петь, потому что сегодня вообще не все можно. Но то, что позволительно, нам тоже дорого.
— У фильма «Мастер и Маргарита» есть оригинальный саундтрек. Но давайте представим себе, что вам говорят: «Можешь взять одну свою песню и озвучить ею любой эпизод фильма». Что это была бы за песня и что за фрагмент?
— У нас есть такая песня — «Яблоко», она еще в «Гренках» появилась. А сейчас она приобрела новое звучание, мы ее играем на концертах. Мне кажется, в тот момент, когда Мастер, потерянный такой, подходит к майской демонстрации перед встречей с Маргаритой, песня «Яблоко» могла бы соответствовать настроению этой сцены. Но я не жалею, что ее там нет, потому что мне очень нравится музыка Анны Друбич, и она там, конечно, более уместна.