«Ореховский» показал на «коптевского»
Присяжные отказали в снисхождении бывшему лидеру столичной ОПГ
Коллегия присяжных признала виновным и не заслуживающим снисхождения одного из лидеров влиятельной в свое время в столице коптевской оргпреступной группировки (ОПГ) Сергея Замараева (Мэлс). Заседатели посчитали доказанным участие подсудимого в банде, а также в двух убийствах, во время одного из которых был обстрелян трамвай, полный людей, и погибла случайная пассажирка. В ходе процесса показания на обвиняемого в качестве свидетеля дал бывший главарь другой крупной группировки — ореховской — Сергей Буторин (Ося). Отметим, что в деле Сергея Замараева впервые в числе лидеров «коптевских», а также заказчиком убийства назван Сергей Зимин (Зема), сын основателя «Вымпелкома» Дмитрия Зимина. Мэлс, по материалам дела, был телохранителем Сергея Зимина и его доверенным лицом.
Процесс по делу Сергея Замараева в Коптевском суде столицы начался в сентябре 2023 года, однако до самих слушаний добрались только в феврале 2024-го, когда наконец удалось отобрать коллегию присяжных. Поздно вечером 25 апреля присяжные ушли в совещательную комнату, чтобы ответить на восемь поставленных перед ними судом вопросов о доказанности тех или иных пунктов обвинения, предъявленного подсудимому. На вынесение вердикта у заседателей, впрочем, ушло немного времени — около двух часов. В итоге Мэлс был признан виновным по всем пунктам, среди которых два убийства (ч. 2 ст. 105 УК РФ). Коллегия при этом посчитала, что бывший «коптевский» снисхождения не заслуживает, поэтому можно с большой долей вероятности предсказать, что приговор ему будет вынесен суровый.
Напомним, что первоначально дело Сергея Замараева было направлено для рассмотрения в Мосгорсуд и вместе с ним в качестве обвиняемого проходил бывший участник коптевской группировки Владимир Бажанов (Боцман), который в ОПГ выполнял функции водителя. Однако горсуд прекратил уголовное преследование последнего в связи с истечением срока давности по инкриминируемой ему 209-й статье УК РФ (участие в банде) и передал материалы расследования в отношении Мэлса в районный суд. Отметим, что статья 209 УК в отношении кого-либо из членов коптевской «бригады» в деле Замараева—Бажанова появилась впервые, ранее их бывших соратников привлекали к ответственности по обвинению в отдельных конкретных преступных деяниях.
С самого начала процесса защита Мэлса пыталась убедить заседателей, что подсудимый является добропорядочным бизнесменом, живущим за счет сдачи внаем недвижимости, не имел и не имеет никакого отношения к криминалу.
Однако эту версию фактически разрушил своими показаниями криминальный авторитет Сергей Буторин (Ося), в свое время возглавлявший одну из самых мощных в 1990-е годы группировок — ореховскую. Осужденный ранее на пожизненное заключение Сергей Буторин на этом процессе по видеосвязи выступил свидетелем обвинения.
Бывший лидер ореховской ОПГ, которая в криминальных войнах всегда была союзницей коптевской, по сведениям «Ъ», подтвердил свои показания, данные им ранее на очной ставке с Мэлсом, в том числе касающиеся убийства бизнесмена Владимира Кутепова (Кутеп). Это преступление было совершено 13 февраля 1996 года, а мотивом послужил переход бизнесмена из-под «крыши» коптевской ОПГ к враждующей с ней мазуткинской банде. С бизнесменом под криминальный контроль последней перешло и ЗАО «Дагиш Тотал групп», которое в то время владело крупным универсамом «Новоарбатский».
По материалам правоохранителей, не простившие «предательства» лидер «коптевских» Василий Наумов (Наум-младший) и его ближайший помощник Сергей Зимин (Зема) решили расправиться с Кутепом. «Ореховские» предложили им помощь, выделив для совершения убийства двух своих лучших стрелков — бывших военнослужащих Марата Полянского и Александра Пустовалова (Саша Солдат).
Никто из исполнителей не знал бизнесмена в лицо, поэтому хорошо знакомый с последним Сергей Замараев, по показаниям Сергея Буторина, должен был указать киллерам на жертву, а заодно и подстраховать их на случай чего-то неожиданного. Интересно, что в итоге Мэлс едва не сорвал преступный замысел. Сначала, сидя в «Таврии», он, увидев Кутепа выходящим из подъезда, сообщил по рации его приметы своим сообщникам.
Но на улице тут же появился милицейский автомобиль, и запаниковавший Сергей Замараев, забыв о страховке киллеров, дал по газам и уехал с места событий.
Преступление все-таки было доведено до конца благодаря хладнокровию, проявленному «ореховскими». Бывшие спецназовцы, дождавшись пока милиционеры скроются за поворотом, вышли из своего ВАЗ-2010, пешком догнали Кутепа у дома №10 на улице Малая Черкизовская и выпустили в него в упор из двух пистолетов шесть пуль, сделав в том числе и контрольный выстрел в голову. Бизнесмен скончался на месте.
Любопытно, что этот эпизод Ося описал не только следователю, но и в своей книге «Славные парни по-русски», которая поступила в продажу в начале 2024 года.
По некоторым данным, мемуары «авторитета» стали очень неприятным сюрпризом для защиты Мэлса.
Второе убийство, которое инкриминируется Сергею Замараеву, относится к январю 1998 года. К этому времени Наум-младший был уже убит у здания московского ГУВД на Петровке, 38, а Сергей Зимин стал лидером коптевской ОПГ.
Зема, следует из материалов дела, единолично отдал приказ об убийстве «авторитета» из тушинской ОПГ Вячеслава Степанова (Убогий). Мотивом, по версии следствия, стал раздел сфер влияния между бандами на севере Москвы.
Отметим, что Зема, опасаясь за свою жизнь, к этому времени уже перебрался в Испанию, а Мэлс, ставший его телохранителем и самым доверенным лицом, осуществлял связь между Сергеем Зиминым и членами группировки, находившимися в Москве. Однако убийство Убогого Сергей Замараев, по материалам дела, вызвался совершить лично и привлек в помощь шестерых коптевских бандитов.
По версии следствия, Мэлс, будучи хорошо знакомым с тушинским «авторитетом», позвонил ему днем 12 января 1998 года и пригласил посидеть вечером в баре «Долина» (Новопетровская, 6). Поговорив полтора часа, «бригадиры» обнялись и разошлись. Мэлс, сев в поджидавшую его машину, тут же передал по рации подчиненным приметы Убогого.
Когда тот подошел к своему Volvo, его расстреляли из автомата Калашникова, причем стрелок Андрей Теплянский (его убьют в том же 1998 году) то ли случайно, то ли намеренно выпустил очередь по проезжавшему мимо трамваю 23-го маршрута, битком набитому пассажирами.
В результате одна из находившихся в салоне женщин погибла, еще три человека были ранены.
Стоит добавить, что следы Сергея Зимина затерялись в Испании в 2000 году. Не исключается, что он также мог стать жертвой бандитских разборок, но, поскольку его тело не было найдено, он и сейчас числится в розыске и заочно арестован.
Обсуждение последствий вердикта по делу Сергея Замараева, в ходе которого прокуратура запросит для него наказание, назначено на 21 мая.