Второму игроку приготовиться
Какую роль вице-президенты США играли в истории страны
Экс-глава Белого дома и кандидат Республиканской партии на ноябрьских президентских выборах Дональд Трамп в последние недели озадачен поисками своего вице-президента. На примете у бывшего американского лидера оказалось около десяти кандидатур. При этом задача выбрать себе «второго номера» не так проста, как кажется на первый взгляд. Хотя вице-президент считается вторым человеком в государстве (а значит, с бюрократической точки зрения по могуществу уступает только хозяину Овального кабинета), нельзя сказать, что из желающих занять этот пост выстраивается очередь. Все дело в полномочиях, которыми отцы-основатели Америки почти не наделили сменщика первого лица. Зачастую предложение занять пост вице-президента может вызвать у адресата серьезные колебания, где на одной чаше весов высокий статус, а на другой — неоднозначное содержание. Впрочем, за последние 70 лет роль и место вице-президентов в политической системе США возросли. Некоторые из них успели оставить глубокий след в истории.
Сам выберется
Пост вице-президента США — должность со сложной судьбой. В фильме «Власть» (в оригинале — «Vice») 2018 года рассказывается о том, как перед президентскими выборами-2000 отошедшему от политики республиканцу Дику Чейни поступает предложение из штаба будущего президента США Джорджа Буша-младшего присоединиться к его кампании в качестве вице-президента. Сын экс-главы Белого дома Джорджа Буша-старшего тогда уже заработал славу непутевого представителя влиятельного семейства, но, неожиданно выиграв на праймериз Республиканской партии, обнаружил, что ему в напарники нужен какой-нибудь респектабельный политик, ведь впереди борьба с популярным демократом — вице-президентом при Билле Клинтоне — Элом Гором.
«Вице-президент — это пустое место»,— говорит супруга Дика Чейни Линн, узнав о предложении.
«Я выслушаю их. Ради его отца»,— отвечает Дик в исполнении Кристиана Бейла.
«Вице-президент просто сидит и ждет, когда умрет президент. Ты сам это говорил»,— не отступает жена.
«Да, работа ужасная»,— соглашается супруг.
Таким коротким диалогом авторы фильма продемонстрировали классическое восприятие вице-президентства, особенно амбициозными политиками.
Однако затем в фильме происходит разговор между Джорджем Бушем-младшим и Диком Чейни, где последний, пользуясь несообразительностью своего будущего босса, фактически выбивает для себя все, о чем мечтает любой вице-президент:
«Я возглавляю большую корпорацию. Я был министром обороны, был главой администрации Белого дома. Вице-президент — это должность, в общем, символическая… Однако вице-президентство в то же время определяется президентом, и если мы придем к другому пониманию… Я чувствую, что ты динамичный лидер, ты принимаешь решения на основе интуиции… Ты очень отличаешься от своего отца. Знаешь, я мог бы заниматься более приземленными делами — что-то вроде контроля госаппарата, армии, энергетики, внешней политики».
Изображенный простачком Джордж Буш с радостью соглашается: «Звучит неплохо!»
Дик Чейни — довольно редкий и даже уникальный пример американского политика, который, согласившись на должность вице-президента, смог заставить весь мир говорить о себе как о самостоятельной единице, а не просто напарнике главы Белого дома. Тем не менее, как отмечается в публикации американского Совета по международным отношениям (CFR), большую часть американской истории «вице-президентство было не слишком влиятельной и престижной должностью».
Дело в том, что отцы-основатели до мелочей продумали систему функционирования политической системы США. Многие заложенные в конце XVIII века принципы работают до сих пор и оказывают существенное влияние на политический процесс в стране.
Например, можно упомянуть сложную на первый взгляд систему президентских выборов (с различными нюансами, от Коллегии выборщиков до «колеблющихся штатов»). Или формулы, на основе которых рассчитывается представленность каждого штата в Палате представителей и Сенате Конгресса США. Однако въедливые «строители» США почти не уделили внимания институту вице-президентства, решив, что политик, занимающий эту должность, будет наделен узким кругом полномочий. В его обязанности вошло председательство в Сенате и голосование в верхней палате Конгресса только при равенстве голосов, а также замещение президента в случае болезни, не позволяющей тому исполнять свои обязанности, смерти или отставки.
Первый вице-президент США Джон Адамс в 1793 году писал своей жене Эбигейл: «Моя Страна со всей своей Мудростью придумала для меня самую незначительную должность, которую когда-либо порождало человеческое воображение». Первый президент Джордж Вашингтон поначалу обращался к своему «второму номеру» за советом, однако, поскольку законодательство не требовало от главы Белого дома в принципе хоть как-то взаимодействовать с «запасным», отсутствие близких отношений между политиками привело к тому, что первый президент США перестал приглашать первого вице-президента даже на заседания администрации. Таким образом господин Вашингтон создал прецедент, который почти 200 лет чтили последующие президенты.
Отцы-основатели даже не стали долго думать над процедурой избрания вице-президента, решив, что эта должность будет отходить политику, занявшему второе место на президентских выборах по итогам голосования в Коллегии выборщиков. При этом каждый выборщик наделялся двумя голосами и не мог отдать оба из них за людей, проживающих с ним в одном штате, чтобы не допустить доминирования одного из регионов над остальными. Последнее правило сохранилось по сей день. Из-за него Дику Чейни, например, в 2000 году пришлось переехать из Техаса в Вайоминг, чтобы иметь возможность идти в связке с Джорджем Бушем-младшим. А когда в 2024 году на горизонте Дональда Трампа, резидента Флориды, возникла кандидатура сенатора от этого штата Марко Рубио, СМИ тут же напомнили: если эти два республиканца договорятся идти вместе на выборы, то одному из них придется сменить место регистрации, и, вероятно, это будет не Дональд Трамп.
На заре становления американского государства в США не успел оформиться институт политических партий, поэтому предложенная отцами-основателями схема избрания двух первых лиц не казалась тогда потенциально опасной.
В конце концов, Джордж Вашингтон был убежденным противником партий и считал их вредными для политической стабильности юного государства. Однако еще во время его правления партии все-таки начали складываться, и уже на выборах второго президента США Джона Адамса в 1796 году сложилась неловкая ситуация.
На голосовании Коллегии выборщиков первое место занял господин Адамс, представлявший к тому моменту Федералистскую партию, а вторым финишировал Томас Джефферсон — кандидат от Демократическо-республиканской партии. Как отмечал телеканал CNN, изначально — еще со времен борьбы за независимость — два политика неплохо дружили, однако слишком разные взгляды на государственное устройство сделали из них одну из самых известных в Америке пар «враждующих друзей». Джон Адамс выступал за мощное федеральное правительство, а Томас Джефферсон — за расширенные полномочия штатов. В итоге, когда им выпал шанс занять первый и второй посты в иерархии власти США, тандем не сложился. Господин Адамс изначально предложил господину Джефферсону попробовать сформировать сильную двухпартийную администрацию, но тот отказался. Президент настаивать не стал и, подобно Джорджу Вашингтону, не приглашал своего вице-президента на заседания исполнительной власти.
Впрочем, Томас Джефферсон не сидел сложа руки и готовился побить Джона Адамса на президентских выборах 1800 года. То есть вел кампанию против первого лица, будучи лицом вторым, как если бы сегодня Камала Харрис занялась подрывной деятельностью против Джо Байдена.
Хотя на высших ступеньках исполнительной власти воцарилась несколько напряженная атмосфера, американцы начали лишь подозревать, что с системой выборов вице-президента что-то не так, поэтому кампания и голосование в 1800 году прошли по прежним правилам. Тем не менее Федералистская и Демократическо-республиканская партии решили предотвратить повторение 1796 года и выставили по два кандидата. Уловка сработала совсем не так, как задумывалось.
Джон Адамс на выборах-1800 занял третье место, собрав 65 голосов выборщиков, расстроился и уехал из Вашингтона, пропустив церемонию инаугурации будущего президента и на целых 12 лет перестав разговаривать с Томасом Джефферсоном.
Политики потом помирились и даже умерли в один день — 4 июля 1826 года — на 50-летие Декларации о независимости США, которую оба в свое время и подписали.
Первое же место в 1800 году заняли собственно господин Джефферсон и его однопартиец Аарон Берр, набравшие по 73 голоса выборщиков. Решать, кто же станет президентом США, пришлось Палате представителей. Томас Джефферсон ожидал, что коллега уступит ему Белый дом, но тот и не думал сдаваться. В итоге нижняя палата Конгресса провела 36 раундов голосования, после чего господин Джефферсон все-таки получил пост номер один.
Однако проснувшееся желание у Аарона Берра побороться за должность со своим однопартийцем подорвало к нему доверие Томаса Джефферсона, и тандема снова не сложилось. В тот момент американские политики окончательно осознали, что в систему выборов закралась ошибка, а потому в 1803 году Конгресс одобрил 12-ю поправку к Конституции, которая повелела Коллегии выборщиков голосовать отдельно за президента и вице-президента. В случае равенства голосов у кандидатов в вице-президенты судьба должности отдавалась на откуп Сенату. Правда, за всю американскую историю сенаторы выбирали стране вице-президента лишь один раз — в далеком 1837 году.
Пустое место
Между тем законодатели так спешили устранить главный изъян в системе выборов первых двух лиц государства, что совсем не подумали о другом пробеле. Неучтенным оставался вопрос, кто займет должность вице-президента на случай образования вакансии.
Однако поскольку, несмотря на 12-ю поправку, пост сменщика главы Белого дома не стал почетнее, то на протяжении чуть менее 200 лет со дня основания США этой проблемой никто толком не занимался. Периодически это приводило к тому, что американский лидер управлял страной без дублера.
Например, в 1840 году на президентских выборах победил Уильям Генри Гаррисон: он вступил в должность 4 марта 1841 года в возрасте 68 лет и стал самым пожилым на тот момент главой Белого дома. Однако уже 4 апреля глава Белого дома скончался от воспаления легких, и на его место заступил вице-президент Джон Тайлер, оставив вакантной свою прежнюю должность на три года и 334 дня до следующих выборов 1844 года.
Схожая история произошла в 1865 году, когда был убит герой Гражданской войны и один из самых легендарных президентов США Авраам Линкольн. Тогда на пост главы государства заступил напарник господина Линкольна Эндрю Джонсон, а должность вице-президента снова пустовала до следующих выборов — три года и 323 дня. Лишь через 100 лет после убийства Авраама Линкольна, в 1965 году, Конгресс разработал 25-ю поправку, предполагающую, что «всякий раз, когда на посту вице-президента появляется вакансия, президент назначает вице-президента, который вступает в должность после утверждения большинством голосов обеих палат Конгресса». Правда, прежде чем этот пробел был устранен, в результате покушения в 1963 году пришлось погибнуть Джону Кеннеди, чье место тут же занял Линдон Джонсон, который затем целый год и 59 дней руководил страной без дублера в не самое спокойное время. За всю историю Соединенные Штаты около 37 лет суммарно прожили без вице-президентов. Это произошло из-за того, что до 1967 года, когда 25-я поправка была окончательно принята, во время своей каденции умерли или погибли восемь президентов и семь вице-президентов США.
В целом же история знает немало курьезных случаев, демонстрирующих отношение политиков к институту вице-президентства. Например, Уильям Кинг, став «вторым номером» при Франклине Пирсе, 4 марта 1853 года даже пропустил инаугурацию, уехав на Кубу лечиться от туберкулеза. Ради него Конгресс даже принял специальную норму, разрешившую господину Кингу принести присягу на чужбине. В конце концов 24 марта он сделал это на Кубе, а через какое-то время отплыл домой на свои плантации в Алабаме, куда прибыл 17 апреля и умер на следующий же день, установив непревзойденный рекорд среди всех американских политиков по краткости пребывания на этой должности, если считать с момента присяги.
Авраам Линкольн же и вовсе впервые встретился со своим вице-президентом, заботливо подобранным функционерами Республиканской партии, Ганнибалом Гэмлином только после выигранных выборов-1860. При этом в 1864 году, под конец Гражданской войны, в которой победу одерживал республиканский Север, ради политики национального примирения господин Линкольн, избираясь на второй срок, отказался от вице-президентских услуг господина Гэмлина, радикального противника рабства, и взял себе в напарники демократа Эндрю Джонсона.
Другой легендарный американский лидер — Франклин Делано Рузвельт — тоже менял своих вице-президентов. Так, Джона Гарнера, два срока отслужившего дублером великого демократа и охарактеризовавшего свою должность (в дословном переводе) как «не стоящую и ведра теплой мочи», господин Рузвельт заменил Генри Уоллесом, а затем Гарри Трумэном — на четвертом сроке. При этом, как отмечают историки, господина Уоллеса Франклин Рузвельт подключал к военному планированию во время Второй мировой и поручал ему важные дипломатические миссии. Зато с господином Трумэном у президента не сложилось близких рабочих отношений. Из-за этого будущий глава Белого дома — и пока единственный мировой лидер, санкционировавший применение ядерного оружия в военном конфликте,— даже не знал о существовании атомной бомбы до тех пор, пока хранивший это в секрете от него Франклин Рузвельт не умер 12 апреля 1945 года.
Спустя 15 лет, в 1960 году, президент Дуайт Эйзенхауэр, отвечая на вопрос журналистов, какие основные заслуги своего вице-президента Ричарда Никсона он мог бы перечислить, заявил: «Так… Если вы дадите мне неделю, я, возможно, что-нибудь придумаю».
Они здесь тоже власть
Впрочем, Дуайт Эйзенхауэр несколько лукавил. Дело в том, что Гарри Трумэн, после того как Франклин Рузвельт оставил его в неведении о важнейших инициативах, включая Манхэттенский проект, стал первым лидером США, начавшим институциональный пересмотр вице-президентства. В 1949 году господин Трумэн подписал указ, согласно которому вице-президент включался в состав Совета национальной безопасности. Господин Эйзенхауэр же продолжил расширять полномочия своего дублера. В итоге при нем Ричард Никсон периодически председательствовал на совещаниях в Совете нацбезопасности, а также во время заседаний членов администрации. Кроме того, Дуайт Эйзенхауэр часто посылал Ричарда Никсона в зарубежные поездки. В 1953 году господин Никсон, например, провел в грандиозном турне 68 дней, преодолев более 61 тыс. км и встретившись более чем с десятком лидеров стран Азии и Ближнего Востока. В 1959 году он также совершил визит в СССР, вступив в публичную дискуссию с генсеком Никитой Хрущевым о достоинствах капитализма.
Именно со второй половины XX века роль вице-президента начала расти.
После Ричарда Никсона вице-президенты — Линдон Джонсон, Хьюберт Хамфри, Спиро Агнью, Джеральд Форд и Нельсон Рокфеллер — уже не были практически бесправными сменщиками своих боссов, а оказались встроены в процессы исполнительной власти. Они продолжали разъезжать по миру с дипломатическими миссиями, возглавляли различные целевые группы, комиссии и советы. В конце концов вице-президенты получили кабинет в западном крыле Белого дома, а в 1974 году решением Конгресса для них выделили специальную резиденцию — Обсерваторию номер один (Number One Observatory Circle), расположенную на территории военно-морской обсерватории США в Вашингтоне. До этого у второго лица в государстве не было официальной «госквартиры», и они вынуждены были проживать в частных домах и даже в отелях.
Очередное расширение власти вице-президента произошло при Джимми Картере, который решил сделать своего партнера Уолтера Мондейла полноправным членом администрации 1977–1981 годов. Отчасти на такое решение повлияло успешное выступление господина Мондейла на первых в истории предвыборных гонок дебатах кандидатов в вице-президенты, когда тот «переговорил» Боба Доула — «второго номера» Джеральда Форда.
Джимми Картер сделал из Уолтера Мондейла одного из своих главных фактических советников, а также предоставил вице-президенту доступ к брифингам разведки и регулярным совещаниям членов администрации. Кроме того, господин Мондейл был постоянным участником пятничных завтраков господина Картера, посвященных внешней политике, на которых присутствовали также советник по нацбезопасности, госсекретарь и министр обороны.
За четыре года работы этой администрации Уолтеру Мондейлу удалось повлиять на ряд внешнеполитических событий. Например, в 1977 году именно он убедил премьера ЮАР Балтазара Форстера покончить с апартеидом в стране, а в 1978-м сыграл ключевую роль в подготовке Кэмп-Дэвидских соглашений между Египтом и Израилем.
После электорального успеха тандема Картер—Мондейл будущая икона республиканцев Рональд Рейган также решил выбрать себе в вице-президенты напарника, которым стал Джордж Буш-старший, исходя из предвыборных соображений. По оценке историков, отношения между политиками не были столь же близкими, как у их предшественников, однако в рабочем смысле связка оказалась успешной.
Еще во время предвыборной кампании господин Буш был отправлен в Китай тушить скандал, разгоревшийся из-за предложения господина Рейгана восстановить дипотношения США с Тайванем, когда только-только были установлены дипотношения между Вашингтоном и Пекином. Уже после победы на выборах Джордж Буш дважды посещал Китай — в 1982 и 1985 годах, снова работая над смягчением напряженности между странами.
За два президентских срока Рональда Рейгана господин Буш совершил по поручению своего босса более 40 зарубежных поездок. Он также присутствовал на брифингах разведки, периодически консультировал господина Рейгана по вопросам внешней политики один на один и выполнял некоторые межведомственные функции.
Например, руководил антикризисным комитетом в области нацбезопасности и специальными группами по борьбе с наркотиками и терроризмом.
Из-за наделения вице-президента столь широким функционалом в отставку чуть было не ушел госсекретарь Александр Хейг, в какой-то момент посчитавший, что президент нашел занятия для Джорджа Буша за счет части полномочий главы Госдепартамента. По воспоминаниям советника по нацбезопасности Роберта Макфарлейна, Джордж Буш часто оказывал «решающее влияние на Рейгана».
Таким образом, с конца 1970-х годов вице-президенты стали важными игроками администраций. Дэн Куэйл, будучи до этого молодым популярным сенатором-консерватором, при президенте Джордже Буше-старшем, например, выполнял важнейшую функцию связующего звена между Белым домом и Конгрессом. Так, имея союзников в обеих партиях, он в 1991 году смог обеспечить администрации поддержку законопроекта, санкционирующего операцию США против иракских войск Саддама Хусейна, оккупировавших Кувейт.
Эла Гора при президенте Билле Клинтоне, по воспоминаниям госсекретаря Мадлен Олбрайт, также считали «полноправным партнером в политических дискуссиях» и «ключевым членом» внешнеполитической команды администрации. Он им, собственно говоря, и был. Господин Гор играл центральную роль в налаживании отношений США с Россией, Египтом и ЮАР, участвовал в переговорах по вывозу ядерного оружия после распада СССР из Казахстана и с Украины, а также способствовал разработке и заключению международного соглашения по борьбе с изменением климата — Киотского протокола.
Несмотря на все эти изменения, о которых первые 200 лет существования США вице-президенты и мечтать не могли, конституционные функции «второго номера» — председательствовать в Сенате и быть перманентно готовым заступить на основной пост на случай физической неспособности президентом исполнять свои обязанности — так и остались нетронутыми.
Весь остальной функционал вице-президента зависел исключительно от воли действующего главы Белого дома.
Поэтому, когда Джордж Буш-младший предложил Дику Чейни пойти с ним на выборы, перед матерым республиканцем, который до этого успел побывать главой администрации при Джеральде Форде, десять лет отсидеть в Палате представителей, представляя Вайоминг, и поработать министром обороны при Джордже Буше-старшем, встал действительно непростой выбор. К тому же он на тот момент уже отошел от политических дел и с головой окунулся в бизнес, занимая места в советах директоров крупных компаний.
Тем не менее Дик Чейни согласился и, по общему мнению историков, политологов и многих современников, оказался самым влиятельным вице-президентом в истории США. Господину Чейни удалось расставить на ключевые посты в администрации своих людей. Например, Дональд Рамсфелд стал главой Пентагона, Пол О’Нил — министром финансов, а Джон Эшкрофт — генпрокурором. Дик Чейни смог заполучить в свои руки реальную власть и стать настоящим «серым кардиналом» администрации Джорджа Буша-младшего. Многие неоднозначные меры, разработанные властями США после терактов 11 сентября, включая программы задержания и допросов предполагаемых террористов, вышли из офиса вице-президента Чейни. Ему же принадлежит ведущая роль в разработке доктрины, известной как «доктрина Буша», о превентивной войне, предполагающей упреждающий удар по потенциальному врагу. Эта доктрина легла в основу войны в Ираке.
Впрочем, хотя Дик Чейни и был признан человеком, дотянувшимся на посту вице-президента до небывалых высот власти, на втором сроке Джорджа Буша-младшего влияние «серого кардинала» администрации начало уходить в тень. По внешнеполитическим вопросам президент все чаще прислушивался к госсекретарю Кондолизе Райс, а также уволил с поста главы Пентагона Дональда Рамсфелда. В итоге господин Чейни безуспешно призывал к нанесению авиаударов по атомной электростанции в Сирии в 2007 году, а в 2008-м впустую пытался помешать «ядерной дипломатии» с Северной Кореей. В конце концов, когда Джордж Буш-младший и Дик Чейни покидали свои посты, между ними разногласий было больше, чем согласия.
Таким образом, даже такая мощная фигура, какой, безусловно, был Дик Чейни, ничего не смогла противопоставить Конституции США, которая почти не наделила вице-президента властью.
А его история лишний раз подтвердила, что широта полномочий сменщика главы Белого дома определяется самим президентом и его отношением к своему напарнику. Последнее подтвердила и слаженная работа тандема Барака Обамы и Джо Байдена, которые считаются первой и пока единственной руководившей США парой, которую до победы на выборах-2008 связывали крепкие дружеские отношения.
Между тем этот же фактор сегодня влияет и на процесс поиска напарника Дональда Трампа. После того как из-за штурма Капитолия 6 января 2021 года сторонниками господина Трампа и его попыток надавить на своего вице-президента Майка Пенса при утверждении в тот день результатов президентских выборов, бывшие партнеры стали заклятыми врагами, задача подобрать своенравному республиканцу вице-президента оказалась не из легких. По мнению экспертов, с одной стороны, господину Трампу было бы неплохо заполучить к себе в связку какого-нибудь уважаемого и даже умеренного консерватора, чтобы уравновесить республиканского лидера. С другой — самому Трампу скорее необходим человек, который будет способен проявлять полную лояльность своему боссу.
К тому же на выборах-2024 особую роль будет играть возраст вице-президентов. Дело в том, что, согласно многочисленным опросам, американцы пребывают не в восторге от того, что 5 ноября им придется выбирать между 81-летним Джо Байденом и 78-летним Дональдом Трампом. Поэтому при подборе кандидатов в вице-президенты бывший глава Белого дома также должен учитывать и этот фактор. Тем более что у его соперника Джо Байдена в напарниках — действующий вице-президент, 59-летняя афроамериканка Камала Харрис, в целом отлично отвечающая требованиям времени и обстоятельств.
Впрочем, Дональду Трампу задачу облегчает тот факт, что для него потенциальный новый — он же второй — срок станет последним, а значит, наверняка найдутся те, кто готов будет поскупиться самолюбием и использовать работу в администрации 2025–2029 годов в качестве трамплина для последующего хозяйствования в Белом доме. Среди тех, кого СМИ называли в качестве возможных кандидатов в вице-президенты (помимо уже упомянутого Марко Рубио),— председатель Республиканской конференции Палаты представителей Элиз Стефаник, бывший член администрации Дональда Трампа Бен Карсон, экс-постпред США при ООН Никки Хейли, губернаторы Техаса и Южной Дакоты Грег Эбботт и Кристи Ноум, сенаторы Джеймс Вэнс и Тим Скотт. В последние дни среди кандидатов, упоминаемых в СМИ, оказались популярный консервативный телеведущий Такер Карлсон и одиозная республиканка Марджори Тейлор Грин.
В целом за всю историю США было 15 вице-президентов, которым в итоге удавалось возглавить страну. А если вдруг судьба сложится иначе, то можно, например, рассчитывать на Нобелевскую премию мира.
Так, Чарльз Дауэс, работавший при президенте Калвине Кулидже в 1925–1929 годах, получил такую награду за разработанный план выплаты репараций Германией после Первой мировой войны. Эл Гор получил Нобелевку в 2007 году за вклад в популяризацию проблемы изменения климата. А Теодор Рузвельт (правда, уже в должности президента, унаследованной от Уильяма Мак-Кинли, убитого в результате покушения) в 1906 году был удостоен премии за организацию переговоров об окончании Русско-японской войны 1904–1905 годов. Кто знает, вдруг и будущий вице-президент США раскроет в себе, например, какие-нибудь миротворческие способности.