Автобусы довезли до суда
Волгоградская прокуратура выступила за право жителей на общественный транспорт
Администрацию города Калач-на-Дону через суд обязали в течение шести месяцев восстановить работу четырех городских маршрутов общественного транспорта. Иск в интересах граждан подала прокуратура Калачевского района Волгоградской области. Движение автобусов прервалось летом прошлого года — чиновники аннулировали свидетельство у старого перевозчика, но новых так и не нашли. После суда прокуратура заявила, что администрация уже ищет новых подрядчиков. Но мунслужащие сообщили о планах оспорить решение. Эксперты по закупкам предлагают чиновникам привлечь иногородних перевозчиков или обратиться за помощью к региональным властям. Юристы отмечают, что полугодовой срок восстановления прав граждан на транспорт закону не соответствует.
Калачевский районный суд Волгоградской области рассмотрел иск региональной прокуратуры к администрации города Калач-на-Дону. Результат сообщила пресс-служба ведомства. Ранее прокуроры выяснили, что с лета прошлого года в городе перестали ходить автобусы маршрутов № 1, 4, 5 и 8. «Оставшиеся маршруты обеспечивают лишь порядка 40% от фактической потребности населения в перевозке пассажиров на территории Калача-на-Дону. При этом ими не охвачена так называемая старая часть города, в связи с чем населению проблематично добраться до центра»,— говорится в релизе.
Калач-на-Дону расположен на западе Волгоградской области. Является центром Калачевского района. Перепись 2021 года насчитала в городе менее 22,3 тыс. жителей.
Судья Ольга Запорожская удовлетворила иск о признании незаконным бездействия администрации в вопросе организации транспортного сообщения. Чиновников обязали организовать «дополнительные регулярные пассажирские маршруты на территории Калача-на-Дону». «Судебный акт находится на исполнении — администрация города проводит конкурс на право получения свидетельств для осуществления дополнительных пассажирских перевозок»,— заверили в прокуратуре.
В опубликованном на сайте Калачевского суда решении указано, что документ вступит в силу через месяц после опубликования — 3 мая. У администрации есть еще два рабочих дня, чтобы оспорить решение. Такое намерение подтвердили «Ъ» в приемной главы городской администрации Дениса Сарычева. Уточнить причины возникновения кризиса чиновники не смогли. Связаться с господином Сарычевым в течение дня не удалось.
Председатель городской думы Калача-на-Дону Александр Демкин рассказал «Ъ — Средняя Волга», что вопрос исполнения решения суда относится к полномочиям муниципальных властей. На совете его не обсуждали. Член регпарламента от калачевского одномандатного округа Александр Осипов ответить на звонок в течение дня не смог.
Член экспертного совета комитета по защите конкуренции Государственной думы Дмитрий Тортев считает, что у администрации есть несколько вариантов. «Они привыкли проводить закупки по уже устоявшимся шаблонам, когда в техзадании меняются только цифры, но не учитываются новые реалии»,— рассказал собеседник «Ъ».
«Что остается: провести аукцион так, чтобы заинтересовать иногородних перевозчиков, которые располагают необходимым парком и штатом водителей. Если у администрации это не получится, то обращаться в комитет транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области и проводить аукцион при его содействии»,— предложил господин Тортев.
Эксперт также заметил: чиновники могут «напрямую признать, что не в состоянии решить проблему и передать полномочия на уровень региона». «Калач-на-Дону не единственный, кто сталкивается с нехваткой водителей и перебоями в сообщении. Но в остальных муниципалитетах проблемы стараются решить, оптимизируя расходы и переписывая условия муниципальных контрактов под современные реалии»,— поделился опытом собеседник.
«Федеральный закон №220 гласит, что наряду с перевозками по регулируемым тарифам могут устанавливаться перевозки по нерегулируемым тарифам. Городская власть обязана установить субсидируемые, либо оплачиваемые из бюджета перевозки, чтобы обеспечить населению транспортную доступность. Для этого необходимо установить регулируемый тариф и предусмотреть средства в местном бюджете для объявления муниципальной закупки»,— объяснила «Ъ» юрист, которая представляет права перевозчиков в судах, Гелена Алексеева.
«Есть два вида контрактов: брутто-контракты, когда исполнителю оплачивают напрямую из бюджета, независимо от того, сколько пассажиров перевезено. Есть нетто-контракты, по которым из бюджета субсидируют выпадающие доходы. Например, себестоимость перевозки одного пассажира — 39 руб., а тариф — 30 руб. Тогда по 9 руб. с каждого перевезенного гражданина компенсирует бюджет»,— рассказала специалист.
Госпожа Алексеева назвала отведенный властям шестимесячный срок слишком большим. По ее мнению, это противоречит прописанной в законе обязанности муниципалитетов обеспечить транспортную доступность. Собеседница «Ъ — Средняя Волга» предположила, что ситуация с транспортом в Калаче-на-Дону могла бы заинтересовать следственные органы.