Уральцы поехали в кредит
Продажи новых автомобилей в Свердловской области за год выросли в два раза
В период с января по март свердловчане приобрели 8,7 тыс. новых автомобилей, что в два раза превышает показатели первого квартала 2023 года, следует из данных Уральского ГУ Банка России. Хотя на авторынке Свердловской области до сих пор лидирует Lada, китайские бренды Changan, Geely и Haval значительно нарастили объемы продаж и вытеснили южнокорейские Kia и Hyundai и японскую Toyota. В марте текущего года банки установили рекорд по выдачи кредитов на покупку новых автомобилей. Однако эксперты ожидают, что так сильно спрос на них уже расти не будет.
Как сообщили в Уральском ГУ Банка России, в I квартале 2024 года жители Свердловской области купили 8,7 тыс. новых автомобилей, что почти в два раза превышает показатели аналогичного периода прошлого года. В ЦБ пояснили, что на это повлияла политика автодилеров, которые стимулировали продажи с помощью акций и скидок, чтобы избавиться от избыточных складских запасов.
Лидером российского первичного автомобильного рынка в первом квартале 2024 года стала Lada, хотя ее доля за год сократилась с 37% до 27,5%, следует из данных аналитического агентства «Автостат». Структура уральского автомобильного рынка совпадает с общероссийским.
За год продажи Lada в Свердловской области увеличились на 22% — с 1706 шт. в I квартале 2023 года до 2097 шт. в I квартале 2024 года, рассказали «Ъ-Урал» в агентстве «Автостат».
Хотя Lada остается самой продаваемой маркой на первичном авторынке региона, продажи китайских брендов выросли значительнее в процентном отношении. Так, автомобилей марки Changan в I квартале 2024 года было продано 390 шт. (+1081,8% год к году), Geely — 1042 шт. (+311,9%), Haval — 1095 шт. (+171%), Omoda — 326 шт. (+114,5%), Chery — 1042 шт. (+94,2%).
На авторынке доля Haval выросла за год до 11,3% (+2%), Geely — до 10,9% (+3,9%), Changan — до 6,1% (+5%). Кроме того, в топ-10 вошли Chery, Exeed, Omoda, LiXiang, Belgee и Jetour, вытеснив популярные в прошлом году корейские бренды Kia и Hyundai и японскую Toyota.
Среди наиболее выросших в цене автомобилей — LiXiang L9, стоимость которого за год увеличилась на 11,1% до 8,8 млн руб., следует из данных «Авто.ру». Также на 5,6% выросла цена Kia K5 — до 4 млн руб. Значительнее всего (на 6,2%) подешевела Lada Vesta, ее цена в среднем составила 1,5 млн руб. Стоимость Chery Tiggo 8 Pro Max снизилась на 5,2% до 4,3 млн руб., Geely Monjaro — на 5,1% до 4,6 млн руб., Haval F7x — на 2,3% до 3,1 млн руб., Exeed LX — на 2,1% до 3, млн руб. В среднем на первичном рынке стоимость автомобиля выросла на 2,5% до 2,93 млн руб.
Противоположный тренд наблюдается на вторичном авторынке региона. По данным «Автостат», продажи автомобилей большинства марок, входящих в топ-10 по популярности, снизились. Так, продажи Ford сократились на 13,5% — с 1493 шт. в I квартале 2023 года до 1292 шт. в I квартале 2024 года, Toyota — на 13% с 2839 шт. до 2471 шт., Nissan — на 8,3% с 1538 шт. до 1410 шт., Mitsubishi — на 6,3% с 958 шт. до 898 шт., Hyundai — на 4,3% с 2268 шт. до 2171 шт., Volkswagen — на 2,1% с 1585 шт. до 1552 шт.
По данным «Авто.ру», сильнее всего подорожал BMW X7 — на 11,4% до 12,7 млн руб., Hyundai i130 — на 10% до 1 млн руб., Lexus RX — на 8,7% до 4,9 млн руб. Среди моделей, стоимость которых снизилась, — Geely Emgrand EC7 (-11,5% до 431 тыс. руб.), Volkswagen Golf (-8,5% до 1,1 млн руб.), Audi Q7 (-8% до 2,3 млн руб.) В среднем автомобили с пробегом подешевели на 4% до 1,59 млн руб.
По словам экономиста Уральского ГУ Банка России Сергея Иванова, возросший интерес к новым брендам автомобилей повлиял на темпы автокредитования, несмотря на увеличение процентных ставок. «Ожидается, что в дальнейшем спрос так сильно расти уже не будет, и поэтому рост цен тоже продолжит замедляться»,— прогнозирует господин Иванов.
По данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), в Свердловской области объем выданных автокредитов в I квартале 2024 года вырос до 14,34 млрд руб., что на 158,7% превышает показатели аналогичного периода 2023 года. По объему автокредитования регион занял девятое место в стране.
Как считает директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков, темпы роста объемов автокредитования объясняются эффектом «низкой базы» прошлого года из-за дефицита новых автомобилей в начале 2023 года. «Массовые поставки новых автомашин возобновились с весны прошлого года. Кроме того, с 1 апреля 2024 года изменился порядок начисления утилизационного сбора, которое, по мнению многих покупателей, может привести к росту цен на автомобили»,— объяснил господин Волков. В НБКИ добавили, что в марте 2024 года средний размер автокредита в регионе составил 1,43 млн руб.
В ВТБ по Свердловской области добавили, что по итогам I квартала 2024 года было оформлено более 2,2 тыс. автокредитов на общую сумму 2,88 млрд руб. Год к году показатели выросли в 8,6 раз. В марте 2024 года всего было выдано около 1,3 млрд руб. на покупку автомобилей, что почти в 10 раз превышает показатели прошлого года. Средний размер автокредита в банке увеличился на 21% до 1,3 млн руб.