Толк в облаках: как бизнес выбирает сервисы видеосвязи
Руководитель проекта «Контур.Толк» Павел Скрипниченко — о том, как бизнес выбирает сервисы онлайн-встреч
По данным исследований, 57% компаний поменяли хотя бы один зарубежный продукт на российский за последние несколько лет. Почти четверть опрошенных нашла альтернативу продуктам для коммуникаций. “Ъ” разбирался, как бизнес выбирает сервисы онлайн-встреч на опыте «Ростелеком-ЦОД».
Новости о возможном ограничении доступа к облачным сервисам Microsoft подстегнули бизнес искать замены продуктам корпорации. Аналитики «Контур.Толка» опросили российские компании. Результаты показали, что за последние годы 57% опрошенных уже смогли заменить хотя бы один иностранный сервис на российский. Еще 30% занимаются подбором сейчас. Сложнее всего оказалось найти альтернативу операционным системам и программам для работы с документами.
В то же время софт для коммуникаций удается успешно заменить. Почти четверть компаний нашла альтернативу корпоративным мессенджерам на внутреннем рынке, еще 10% перешли на российские сервисы видеосвязи, 27% внедрили почтовые сервисы.
«В крупных компаниях подбор софта может занять несколько месяцев,— рассказывает руководитель проекта "Контур.Толк" Павел Скрипниченко.— Одна из причин — высокие требования к продукту и согласования внутри разных подразделений. Сервис должен пройти проверку службы безопасности и получить положительную обратную связь от сотен и тысяч сотрудников, которым с ним предстоит работать».
Безопасность остается ключевым критерием при выборе сервиса видеосвязи, считают опрошенные. Они отмечали, что искали поставщика, серверы которого располагаются в России, а трафик шифруется. При этом 68% компаний отдают предпочтение облачной архитектуре (SaaS). Это подтверждает опыт «Ростелеком-ЦОД» — сервис-провайдера ИТ полного цикла с крупнейшей в России геораспределенной сетью дата-центров. В организации используют видеосвязь для проведения внутренних встреч, конференций с партнерами, обучения.
Чтобы оптимизировать затраты на ИТ-инфраструктуру, в компании отказались от ВКС-сервера в пользу защищенного облака. Хотя это несколько усложнило процесс подбора решения. Не все российские разработчики были готовы представить нужные сертификаты и открыть доступ для нагрузочного тестирования. Всего отобрали шесть сервисов для внедрения. Специалисты подключали тестовые облака, переводили сотрудников из фокус-группы на эти платформы и оценивали каждый сервис по чек-листу. Определили два десятка возможностей, которые должны быть в сервисе. Это быстрое создание встречи, наличие приложения, совместимого с отечественными ОС, возможность создать регулярную конференцию, полноценный доступ к сервису с телефона.
По итогам тестирования, которое продолжалось квартал, выбрали «Контур.Толк». Сервис получил положительную оценку службы безопасности, а понятный интерфейс позволил сотрудникам быстро познакомиться с продуктом. Записи встреч и транскрибация упростили работу по расшифровке бесед.
«Чтобы перенести все учетные записи и встречи в "Контур.Толк", понадобилась неделя. Для меня как для владельца и администратора системы удобно, что личный кабинет находится в самой программе. Простота использования решения напрямую влияет на качество оказываемого нами сервиса», — говорит замруководителя Центра поддержки пользователей «Ростелеком-ЦОД» Вячеслав Паршин.
Вместе с сервисом видеосвязи в «Ростелеком-ЦОД» подключили решение «Контур.Толка» для мероприятий. Теперь планировать совещания и трансляции удобно в едином пространстве, а управлять всеми настройками можно с помощью панели администратора. Сейчас сервисом пользуются более 1,5 тыс. сотрудников «Ростелеком-ЦОД».
Многие компании стараются подключить комплекс решений от одного поставщика, чтобы оптимизировать затраты на интеграцию и поддержку продукта. При выборе сервиса видеосвязи респонденты отметили необходимость в нем корпоративного мессенджера, замечает Павел Скрипниченко.
Когда процесс импортозамещения только начинался, организации устраивало любое отечественно решение. Теперь бизнес подбирает сервис по принципу экосистемности. Команда «Контур.Толка» к таким требованиям готова и непрерывно развивает возможности сервиса. Он включает в себя видеовстречи, корпоративный мессенджер, платформу для вебинаров и LMS. «Контур.Толк» стал пространством для коммуникаций. Команда проекта предлагает новый подход к рабочим встречам и перепискам. «Вся коммуникация должна оставлять цифровые следы, упакованные в артефакты,— объясняет Павел Скрипниченко.— Чтобы не обсуждать одни и те же вопросы по кругу, важно, чтобы сохранялся документ. Участники команды должны понимать, как информацию превратить в задачу или в знание».
Для этого «Контур.Толк» создал раздел «Артефакты». Теперь каждому пользователю доступна история встреч, в которых он участвовал. Также сохраняются переписка из чата, результаты опросов и записи встреч с расшифровками. Все это позволяет восстанавливать контекст обсуждения. В этом году пользователям станут доступны интерактивные доски и заметки. Задача «Контур.Толка» — сделать так, чтобы люди общались, а артефакты создавала система.